Публикатор Публикатор

Публикатор Публикатор

«Назад

Доклад по правоприменительной практике Управления Роспотребнадзора по Омской области за 1 полугодие 2019 года

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

 

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области

 

Доклад

 по правоприменительной практике Управления Роспотребнадзора по Омской области

за 1 полугодие 2019 года

 

 

июль 2019

 

  1. Общая часть

 

         Настоящий доклад подготовлен в соответствии с пунктами 2 и 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», положениями паспорта приоритетного проекта реализации проектов стратегического направления «Реформа контрольной и надзорной деятельности» в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного протоколом заседания проектного комитета от 21 февраля 2017г. №13 (2), Методических рекомендаций по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности, одобренных на заседании подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 9 сентября 2016г. №7, и приказом Роспотребнадзора от 12 декабря 2016г. №1218 «О порядке организации проведения в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека мониторинга правоприменения».

Доклад подготовлен по результатам контрольно-надзорной деятельности за 1 полугодие 2019 года по основным направлениям деятельности Управления Роспотребнадзора по Омской области в сфере защиты прав потребителей, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и технического регулирования.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) в соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 322, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора (ст. 44 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Положение о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2013 г. N 476) и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей (Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 "О защите прав потребителей", Положение о федеральном государственном надзоре в области защиты прав потребителей, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 2 мая 2012 г. № 412).     

            Деятельность Управления по осуществлению проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по выполнению ими обязательных требований в установленной сфере деятельности Роспотребнадзора регламентируется следующими документами:

- ТР ТС 004/2011. Технический регламент Таможенного Союза. О безопасности низковольтного оборудования;

- ТР ТС 005/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности упаковки;

- ТР ТС 007/2011. Технический регламент Таможенного Союза. О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков;

-   ТР ТС 008/2011. Технический регламент ТС. О безопасности игрушек;

- ТР ТС 009/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности парфюмерно-косметической продукции;

- ТР ТС 010/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности машин и оборудования;

- ТР ТС 015/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности зерна;

- ТР ТС 015/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности зерна;

- ТР ТС 019/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности средств индивидуальной защиты;

- ТР ТС 021/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности пищевой продукции;

- ТР ТС 022/2011. Технический регламент Таможенного союза. Пищевая продукция в части ее маркировки;

- ТР ТС 023/2011. Технический регламент Таможенного союза. Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей;

- ТР ТС 024/2011. Технический регламент Таможенного союза. Технический регламент на масложировую продукцию;

- ТР ТС 025/2012. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности мебельной продукции;

- ТР ТС 026/2012. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности маломерных судов;

- ТР ТС 027/2012. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания;

- ТР ТС 029/2012. Технический регламент Таможенного союза. Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств;

- ТР ТС 033/2013. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности молока и молочной продукции;

- ТР ТС 034/2013. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности мяса и мясной продукции;

-   ТР ТС 035/2014. Технический регламент Таможенного союза. Технический регламент на табачную продукцию

-  Решение Комиссии Таможенного союза от 07.04.2011 N 621 «О Положении о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза»;

- Технический регламент Евразийского экономического союза «О безопасности рыбы и рыбной продукции» (ТР ЕАЭС 040/2016), принят Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18.10.2016 № 162;

- Технический регламент Евразийского экономического союза ТР ЕАЭС 044/2017 «О безопасности упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду»;

-Федеральным законом от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

- Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

- Федеральным законом от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;

- Федеральным законом от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»;

- Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

- Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании»;

-Федеральным законом от 07.07.2003 N 126-ФЗ «О связи»;

- Федеральным законом от 21.12.2013 N 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)»;

- Федеральным законом от 28.12.2016 № 465-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования организации отдыха и оздоровления детей»;

- Федеральным законом от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»;

- Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»;

- Федеральным законом от 09.01.1996 № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения»;

- Федеральным законом от 18.06.2001 № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации»;

- Федеральным законом от 19.07.1997 № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами»;

- Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»;

- Федеральным законом от 22.12.2008 № 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию»;

- Федеральным законом от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»;

- Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

- Федеральным законом от 30.03.1995 № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)»

- Федеральным законом от 30.12.2006 № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»

-  Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»;

-  Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»;

- «Административным регламентом Роспотребнадзора по исполнению государственной функции по осуществлению в установленном порядке проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, и за соблюдением правил продажи отдельных видов товаров, выполнения работ, оказания услуг», утв. приказом Роспотребнадзора от 16.07.2012 № 764 и др. нормативно-правовыми актами (обязательный перечень указан на официальном сайте Роспотребнадзора https://www.rospotrebnadzor.ru/region/perecen_ob.php).

При этом основания и порядок проведения мероприятий по контролю закреплены Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ).

Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ устанавливает:

1) порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также - органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля);

2) порядок взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при организации и проведении проверок;

3) права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок;

4) права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов.

В силу требований ст. 3 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ основными принципами защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля являются:

1) преимущественно уведомительный порядок начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности;

2) презумпция добросовестности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

3) открытость и доступность для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также информации об организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, включая информацию об организации и о проведении проверок, о результатах проведения проверок и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, о правах и об обязанностях органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, их должностных лиц, за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации;

4) проведение проверок в соответствии с полномочиями органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц;

5) недопустимость проводимых в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований, и требований, установленных муниципальными правовыми актами;

6) недопустимость требования о получении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями разрешений, заключений и иных документов, выдаваемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, для начала осуществления предпринимательской деятельности, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;

7) ответственностьорганов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, их должностных лиц за нарушение законодательства Российской Федерации при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

8) недопустимость взимания органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей платы за проведение мероприятий по контролю;

9) финансирование за счет средств соответствующих бюджетов, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок, в том числе мероприятий по контролю;

10) разграничение полномочий федеральных органов исполнительной власти в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора), органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора), на основании федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.

 

 

2.Результаты контрольно - надзорной деятельности

Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области

 

         На контроле Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека находится 11 тысяч субъектов и более 22 тысяч объектов. Формирование плана на 2019 год было проведено в соответствии с постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». Запланировано проведение 1643 плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Плановым проверкам в 2019 году подлежит 44,4% бюджетных учреждений, 11,2% учреждений крупного и среднего бизнеса и 44,4% предприятий малого бизнеса. В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 806 объектам государственного надзора, были присвоены категории риска, в структуре плана преобладают проверки субъектов среднего риска – 38,2%, далее значительного риска – 40,4%, высокого- 13,7%, умеренного риска -  4,0%,  чрезвычайно высокого – 3,7%.  Планирование осуществляется в соответствии с риск - ориентированным подходом. Периодичность проверок установлена законодательно в зависимости от категорий риска. Так, проверки в отношении субъектов, отнесенных к чрезвычайно высокой категории, проводятся ежегодно, в отношении субъектов высокой категории - раз в два года, в отношении субъектов значительной категории - раз в три года.

За 1 полугодие в рамках предоставленных полномочий проведено 1536 надзорных мероприятий по соблюдению обязательных требований законодательства, из них: 605 или 39,4% плановые проверки, (и соответственно) 931 или 60,6% составили внеплановые проверки.

         Из числа проверок правонарушения были выявлены по итогам 602 плановых проверок (99,5% от числа плановых проверок) и 423 внеплановых проверок или 45,4% от числа внеплановых проверок.

        За истекший период 2019 года Управлением направлено в органы прокуратуры 72 заявление о согласовании проведения внеплановых выездных проверок (за аналогичный период прошлого года 64 заявления), отказов в согласовании проверок -2.

Кроме плановых и внеплановых проверок в 1 полугодии 2019г. должностными лицами Управления проведено 250  административных расследований.
 В рамках 294- ФЗ, должностными лицами Управления используются профилактические мероприятия предусмотренные в ст. 8.2 данного закона, так за отчетные период индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 №166, выдано 333 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований санитарного законодательства и законодательства в области защиты прав потребителей (1 полугодие 2018 – 338).

  Основанием для выдачи предостережения является:

            Поступления информации в орган органа государственного контроля (надзора) оготовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, полученных в ходе реализации мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, либо содержащихся в поступивших обращениях и заявлениях (за исключением обращений и заявлений, авторство которых не подтверждено), информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации в случаях, если отсутствуют подтвержденные данные о том, что нарушение обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, причинило вред жизни, здоровью граждан, окружающей среде, а также привело к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо создало непосредственную угрозу указанных последствий, орган государственного контроля (надзора) объявляет предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, предлагает принять меры по обеспечению их соблюдения и уведомить об этом в установленный законом срок (60 дней со дня направления предостережения ст. 4 Постановления Правительства РФ от 10.02.2017 № 166).

 

Реализация полномочий по проведению контрольных закупок.

За 1 полугодие 2019 года Управлением Роспотребнадзора по Омской области проведено 9 контрольных закупок в соответствии с требованиями ст. 16.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Постановления Правительства РФ от 21.11.2018 №1398 «Об утверждении Правил организации и проведения контрольной закупки при осуществлении отдельных видов государственного контроля (надзора)», в ходе проведения 7 (77,7%) контрольных закупок  факты нарушений обязательных требований подтвердились, составлено 7 протоколов об административных правонарушениях по ч.1 ст. 14.7, ст. 14.15, ч.1 ст. 14.4 КоАП РФ, наложено административных штрафов на общую сумму 33000,0 рублей.

По структуре из 9 контрольных закупок 7 проводилось в сфере розничной торговли пищевой продукции (мясная продукция, овощи, фрукты, табачная продукция), 2 – в сфере бытовых и косметологических услуг), общая стоимость приобретённых товаров и услуг составила 3695,0 рублей, которые возвращены хозяйствующими субъектами в полном объёме.

По результатам надзора за 1 полугодие 2019 г. должностными лицами Управления составлено 2323 протоколов об административном правонарушении, что практически на уровне аналогичного периода 2018 года (в 2018 г.-2413 протокола).

Назначено 2452 административных наказаний, из них Управлением вынесено 1899 (1 пол. 2018 -1902)  постановлений, судами –553 (аналогичный период 2018- 534) постановления.

Мера административного воздействия в виде предупреждения Управлением применена в 248 случаях (13%). Данная мера по отношению к 2018 году снизилась в 2 раза (2018 г. - 509).

Применено 67 составов КоАП РФ из 118 делегированных Роспотребнадзору.

Статьи КоАП РФ, примененные Управлением Роспотребнадзора по Омской области: 6.1 (на рассмотрении), 6.3, 6.4, 6.5, 6.6, 6.7 ч.1,2, 6.24. ч. 1, 6.25 ч. 1,2,3, 6.33 ч.1 (на рассмотрении), 8.2, 8.5, 8.42 ч. 2,3,4, 9.16 ч. 2, 9.22 ч. 9, 10.8 ч. 1, 14.1 ч. 2,3,4, 14.2, 14.3.1 ч.1, 14.4 ч.1,2, 14.5 ч.1, 14.6 ч.1, 2, 14.7 ч.1, 2, 14.8 ч.1, 2, 3, 14.10 ч.2, 14.15, 14.16 ч.2.1,3, 14.26, 14.43 ч.1,2,3, 14.44 ч.1, 14.45, 14.46 ч.1, 14.46.2 ч.2,3,4, 14.53 ч.1,2,3, 15.12 ч.2,4, 17.7, 19.4.1 ч.1,2, 19.5 ч.1, 15, 19.6, 19.7, 19.7.5.1-1 ч.1, 19.14, 19.20 ч. 1,2, 19.33, 20.25 ч.1.

К административной ответственности в виде штрафа Управлением привлечено 763 (1 полугодие 2018 -571) юридических лиц. Доля постановлений по делам об административных правонарушениях, вынесенных в отношении юридических лиц, к общему количеству постановлений составила –40%. При этом, в отношении граждан вынесено 109 постановлений (5,7%). Данный результат является обоснованным, исходя из того, что субъектами надзора являются хозяйствующие лица (юридические лица или ИП).

По результатам рассмотрения дел, направленных Управлением по делам об административных правонарушениях, судами приостановлена деятельность 50 объектов (в 2018 г . - 46).

Судами назначено 92 штрафа с конфискацией товаров.

Управлением и судами по материалам Управления назначено штрафов на сумму 33 млн. 873 тыс. рублей, при этом взыскано 28 млн 585 тыс. рублей (84,4%).

Из вынесенных Управлением Постановлений (1899), в судебном порядке обжаловано 64 административных дел (3,3%), из них отменено – 10 (15,6%).  Основанием отмены послужили: п.1,2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ Количество вынесенных судами решений (постановлений) не в пользу Управления по сравнению с аналогичным периодом 2018 года снизилось на 14,4 % (в 2018 – из 26 отменено 7 или 30%).

В 1 полугодии 2019 года в суд направлено 112 исков в защиту неопределенного круга лиц, из которых 87 были рассмотрены и удовлетворены (25 находятся на рассмотрении).

В особом производстве подано 15 заявлений о признании информации запрещенной к распространению, все заявления удовлетворены.

        

 

 

 

 

 

 

          Обзор правоприменительной практики за 1 полугодие 2019 года по результатам контрольно-надзорной деятельности. Типичные нарушения и рекомендации по их устранению

 

          Предприятия продовольственной торговли допускают несоблюдение СП 2.3.6.1066-01.2.3.5. «Предприятия торговли. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила», связанные со следующими типовыми нарушениями:

- пункт 2.4 - допущена загрузка пищевых продуктов с торца жилого дома, где расположены окна квартир;

-пункт 2.7 - для сбора мусора и пищевых отходов используются общие контейнеры;

-пункт 3.7 - объединение производственной канализации с канализацией жилого дома;

- пункт 4.2 - торговые, складские, вспомогательные и санитарно- бытовые помещения не оборудованы приточно-вытяжной механической вентиляцией;

-пункт 4.9 - уровень шума и вибрации от вентиляции и оборудования предприятия торговли, встроенного или пристроенного к жилому дому, в жилых помещениях этого дома превышает гигиенические нормативы;

-пункт 5.2 - нарушение принципа поточности, допущены перекресты сырых и готовых пищевых продуктов, продовольственных и непродовольственных товаров, персонала и посетителей;

             Типовыми нарушения при проведении предприятий общественного питания(СП 2.3.6.1079-01. 2.3.6. Организации общественного питания. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья. Санитарно-эпидемиологические правила")  были:

          - объемно- планировочные и конструкторские решения помещений не предусматривают последовательность (поточность) технологических процессов, имеются встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, набор и площади помещений не соответствуют мощности организации, отсутствуют необходимые цеха к определенному виду выработанной продукции, отсутствуют личные медицинские книжки работников.

- в помещениях предприятий общественного питания производственная канализация общая с канализацией многоквартирного жилого дома, шахта вытяжной вентиляции оборудована с нарушением п.4.6 указанных санитарных правил, т.е. на высоту не менее 1 м. над коньком крыше, за указанные нарушения индивидуальный предприниматель К.  осуществляющая деятельность в кондитерском цехе, привлечена постановлением Омского районного суда Омской области к административной ответственности по ст.6.6 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 5000 руб..

            Типовыми нарушениями в дошкольных и школьных учреждения являются:

- Неудовлетворительное санитарно- техническое состояние зданий и помещений, требуется проведение ремонта.

      Особое внимание в рамках федерального государственного санитарно- эпидемиологического надзора уделяется контролю за отдыхом и оздоровлением детей.

Наиболее типичными нарушениями установленных требований являлись:

- некачественная уборка территории учреждения;

- нарушения правил обработки посуды, нарушения дезинфекционного режима, соблюдения правил личной гигиены;

- допущены к раздаче пищи и сервировке столов при кормлении детей сотрудники-вожатые, без необходимых результатов лабораторного исследования методом ПЦР на кишечную группу инфекций вирусной этиологии;

- приемка и реализации продуктов без сопроводительных документов, нарушением маркировки;

-нарушение ведения   документации на пищеблоке: журнала бракеража сырой продукции;

-не проведение в полном объеме профилактических, противоэпидемических мероприятий.

- не соблюдение кратности и объема медосмотров персонала;

- персонал не в полном объеме привит в рамках Национального календаря прививок. За указанные нарушения приняты меры, предусмотренные ч.1.ч.2 ст.6.7 КоАП РФ, ст.14.43 и др.

В ходе проверок деятельности промышленных предприятий отмечались следующие наиболее типичные нарушения СП 2.2.2.1327-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочим инструментам», СанПиН 2.2.4.3359-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах», ГН 2.2.5.1313-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны»:

- не проводится, либо не в полном объеме проводится  производственный контроль посредством проведения лабораторных исследований и испытаний за содержанием вредных веществ в воздухе рабочей зоны на рабочих местах;

- периодические медицинские осмотры организованы без учета всех вредных и канцерогеноопасных факторов, указанных в Приказе Минздравсоцразвития от 12.04.2011г. №302-н;

-  не соответствуют  гигиеническим нормативам уровни  искусственного освещения на рабочих местах;

За указанные правонарушения юридические лица привлечены к административной ответственности по ст.6.3/6.4 КоАП РФ.

Основными и типовыми нарушениями при проведении контрольно-надзорных мероприятий за объектами водоснабжения являются:

-используются территории пояса 1-3 зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения с нарушением санитарно-эпидемиологических требований;

- невыполнение программ производственного контроля по кратности и перечню исследуемых показателей (нарушение  требований ст.25 Федерального закона от 07.12.2011 № 416 «О водоснабжении и водоотведении», п.24 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вод. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».  

Обращаю внимание, что административная ответственность за нарушение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, образуют состав ст.8.42 КоАП РФ,где максимальный административный штраф на индивидуальных предпринимателей составляет восемьдесят тысяч рублей, на юридическое лицо  составляет до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности сроком до 90 суток.

За отчетный период 2019 года Управление подано 17 исков в защиту неопределенного круга лиц в отношении организаций, осуществляющих хозяйственно-питьевое водоснабжение, из них  6 исков удовлетворены, 11 на рассмотрении.

Так, решением Оконешниковского районного суда Омской области от 20.03.2019 по делу № 2-52/2019 администрация Оконешниковского муниципального района Омской области и МУП Оконешниковского муниципального района Омской области «Коммунальник» обязаны обеспечить население р.п. Оконешниково, с.Сергеевка, с.Золотая Нива, с.Красовка, с.Куломзино, д.Язово и д.Алексеевка Оконешниковского района Омской области водопроводной питьевой водой, в соответствии с требованиями санитарных правил СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», в срок до 21.12.2020 года. Разработать проекты зон санитарной охраны (ЗСО) территорий скважин с.Золотая Нива и с.Красовка Оконешниковского района Омской области, получив санитарно-эпидемиологические заключения на проекты зон санитарной охраны (ЗСО) скважин с.Золотая Нива, с.Красовка Оконешниковского района Омской области в срок до 16.09.2019 года. Провести работы по ограждению территории первого пояса зоны санитарной охраны водозабора (скважины) с.Куломзино, с.Сергеевка, д.Алексеевка, д.Язово Оконешниковского района Омской области в срок до 16.09.2019 года. Спланировать территорию для отвода поверхностного стока за пределы первого пояса зоны санитарной охраны водозабора (скважин) в с.Золотая Нива, с.Красовка и с.Сергеевка в срок до 16.09.2019 года. Обеспечить охраной территорию первого пояса зоны санитарной охраны водозабора (скважин) в с.Золотая Нива, с.Красовка, с.Сергеевка, с.Чистово, д.Язово, д.Алексеевка, с.Куломзино провести работы по обустройству дорожек к сооружениям скважин твердым покрытием в срок до 16.09.2019 года.

Решением Саргатского районного суда Омской области от 05.03.2019 г. по делу № 2-68/2019 Администрация Саргатского муниципального района Омской области и ООО «Баженовское ЖКХ» в срок до 15 июля 2020 года обязаны обеспечить качество воды водопровода с. Преображеновка Саргатского района Омской области, подаваемой населению в соответствии с требованиями гигиенических нормативов по санитарно-химическим показателям (жесткости, сухому остатку). Принять меры по устранению технических нарушений, которые могут привести к ухудшению качества воды - шланговые приспособления заменить на водоразборные колонки.

Типовыми нарушениям в сфере жилищно- коммунального хозяйства были не соответствия гигиеническим нормативам качество воды(СанПиН 2.1.4.1074-01. 2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы).

Так, постановлением заместителя главного государственного санитарного врача Общество с ограниченной ответственностью «С…» привлечено к административной ответственности по ст. 6.5 КоАП РФ , за несоответствие качества горячей воды до слива в квартире №…  многоквартирного жилого дома по показателям мутность и железо, в размере 20 000 руб. Не согласившись с постановлением Управления,  юридическое лицо обжаловало указанное постановление в суд, посчитав его не законным в связи с тем, что причиной несоответствия качества воды в квартире потребителя является не ненадлежащее исполнение УК своих обязанностей, а неисполнение собственником указанной квартиры своей обязанности по поддержанию жилого помещения и его санитарно-техническое оборудования, в том числе водопроводные трубы расположенные в квартире в надлежащем состоянии, а также по мнению представителя юр.лица управляющая компания не должна нести ответственность за качество воды, которую поставляет ресурсоснабжающая организация. Решением Советского районного суда (по делу №2-48/2019), доводы жалобы признаны несостоятельными поскольку отбор проб горячей воды в рамках надзора произведен не только в квартире, но и на вводе в жилой дом, где показатели качества воды соответствует нормам и требованиям санитарных правил и указывает на ненадлежащее содержание УК централизованных систем горячего водоснабжения.

Постановлением по делу об административном правонарушении Управления Роспотребнадзора по Омской области юридическое лицо ООО «М» привлечено к административной ответственности по ст.6.5 КоАП РФ за несоответствие водопроводной холодной вода из скважины, расположенной по адресу: Омская область, Омский район, с. Мельничное, требованиям гигиеническим нормативам по показателям цветность и мутность. Юридическое лицо не согласившись с указанным постановлением обжаловало указанное постановление, указав, в том числе, что скважина в с.Мельничное предназначена для поставки в централизованную сеть технической воды. С позицией представителя суд не согласился, указал, что скважина предназначено для удовлетворения хозяйственно – питьевого водоснабжения населения, и соответственно вода должна соответствовать требованиям качества и безопасности. Тот факт, что из скважины населению подаётся техническая вода, что подтверждается установленными РЭК тарифами, не снимает с ООО «М» обязанности по выполнению санитарно-эпидемиологических требований к хозяйственно-бытовому водоснабжению, в соответствии с назначением скважины- для добычи питьевых подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения населения.  Решением Омского районного суда Омской области постановление Управления оставлено без изменения, жалоба ООО «М» без удовлетворения.

Типичные нарушения Технического регламента Таможенного союза ТР:

ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» (далее - ТРТС 021/2011):

           - не соблюдаются условия хранения продуктов питания, установленные ее изготовителем. В соответствии с п. 12 ст.17 ТР ТС 021/2011 «необходимо   соблюдать режим хранения и реализации продукции, установленные ее изготовителем»:

- реализация продукции населению, не соответствующей по микробиологическим, органолептическим и физико-химическим показателям                   ТР ТС 021/2011. В соответствии с п.1. ст.7 ТР ТС 021/2011 «Пищевая продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должна быть безопасной».

         За указанные нарушения лица допустившие нарушения привлечены к административной ответственности по ч.2 ст.14.43 КоАП РФ.

- несвоевременное прохождение сотрудниками предприятий медицинских осмотров. В соответствии с п. 10 ст.17 ТР ТС 021/2011 «Работники, занятые на работах, которые связаны с хранением, перевозкой (транспортированием) и реализацией пищевой продукции и при выполнении которых осуществляются непосредственные контакты работников с продовольственным (пищевым) сырьем и (или) пищевой продукцией, проходят обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза».

           В ходе надзорных мероприятий принимаются меры по недопущению попадания на продовольственный рынок некачественной и опасной пищевой продукции и продовольственного сырья. За 6 месяцев 2019 года приостановлен оборот 426 партий некачественных пищевых продуктов, общим объемом 2 714кг.

          Кратко по Типичным нарушениям в области защиты прав потребителей

- финансовые услуги: навязывание дополнительных услуг при кредитовании (увеличение кредитной ставки в одностороннем порядке и пр.), что является нарушением ст. 16 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей».

- транспортные услуги: у перевозчика в транспортных средствах, осуществляющих перевозку пассажиров  отсутствует оборудование, терминалы для безналичных расчетов в транспортных средствах.

     20.02.2019 года заместителем руководителя Управления Роспотребнадзора по Омской области  в отношении ИП было вынесено постановление №…./19 по делу об административном правонарушении по ст.14.8 ч.3 КоАП РФ- непредоставление потребителю льгот и преимуществ, установленных законом.

        Из материалов административного дела следует, что 01.02.2019г. в 16-00 при осуществлении административного расследования по обращению потребителя №241/ж-2019 от 22.01.2019г., в отношении ИП (перевозчика пассажиров по маршруту ул. 3-й Разъезд- ул. Бархатовой №514) протоколом осмотра от 01.02.2019г. установлено: в транспортных средствах (гос. номер:……), осуществляющих перевозку пассажиров по данному маршруту (с остановками транспорта для посадки и высадки пассажиров на территории г.Омска) отсутствует оборудование, терминалы для безналичных расчетов в транспортных средствах.

       Из пункта 1 статьи 861Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами без ограничения суммы или в безналичном порядке.

     Аналогичная норма предусмотрена частью 3 статьи 37Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", согласно которой, оплата оказанных услуг (выполненных работ) производится посредством наличных или безналичных расчетов в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации.   

     Буквальное толкование указанной нормы права сводится к следующему: у потребителя (в данном случае-пассажира) есть право выбора способа оплаты. На это указывает союз «или», означающий «выражение необходимого выбора чего-нибудь одного, одного из двух». Следовательно, именно потребитель (пассажир, заказчик услуги), а не индивидуальный предприниматель (перевозчик, исполнитель) может выбрать, каким образом будет производиться расчет. И именно у потребителя есть право на выбор способа оплаты, а не у исполнителя.

Нарушения других нормативно-правовых актов:

Несоблюдение ограниченийи нарушение запретов в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг, что является нарушением  п. 2 ч.7 ст. 19 Федерального закона от 23.02.2013 №15-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».

В адрес Управления Роспотребнадзора по Омской области поступили обращения гражданина на деятельность АО «Тандер» в части реализации табачной продукции на расстоянии менее, чем 100 метров от территории границ образовательного учреждения, в нарушение обязательных требований, установленных Федеральным законом от 23.02.2013 № 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака".

По изложенным в обращениях доводам Управлением Роспотребнадзора по Омской области в отношении  АО «Т..» были проведены внеплановые выездные проверки в соответствии с пп. «а» ч.2 ст.10 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», согласованные с Прокуратурой Омской области.

В ходе проведённых проверок в отношении АО «Тандер», установлены нарушения требований действующего законодательства в области оборотоа табачной продукцией (в магазинах "М…." по адресам: г.Омск, пр. Сибирский, д.2/г, г.Омск, ул. Белозерова, д.12, г.Омск, ул.Конева,26, корп.5).

По результатам проверок АО «Тандер» 21 марта 2019 года, а также 29 мая 2019 года привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 14.53 КоАП РФ, назначен административный штраф в размере 60000 (шестидесяти тысяч) рублей.  

В целях пресечения нарушений Управлением Роспотребнадзора по Омской области в отношении указанного юридического лица подготовлен иск в суд в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей (п.6 ч.2 ст.40 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей») (находится на рассмотрении).

- Непредставление уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности по оказанию услуг общественного питания; гостиничных услуг в адрес Роспотребнадзора.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 №584(ред. от 12.11.2018) «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности» (вместе с «Правилами представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений») указанные виды деятельности носят уведомительный характер.

В целях реализации Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2009 года № 584 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности», которым утверждены Правила представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений, Перечень работ и услуг в составе отдельных видов предпринимательской деятельности, о начале осуществления которых юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем представляется уведомление, форма уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности.

Регистрация уведомлений заявителей, предполагающих выполнение работ (оказание услуг), указанных в пунктах 1-18, 22-53, 56-64, 67, 73, 74, 76-78 перечня работ и услуг за исключением ФМБА, осуществляется в уполномоченном органе - Управлении Роспотребнадзора по Ивановской области. В настоящее время предусмотрена возможность представления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями уведомлений о начале деятельности независимо от места предполагаемого фактического ведения работ.

Заявитель представляет уведомление до начала фактического выполнения работ (оказания услуг)  в Управление Роспотребнадзора по Омской области, непосредственно или направляет его заказным почтовым отправлением с описью вложения с уведомлением о вручении на адрес: г. Омск, ул.10 Лет Октября,98, либо в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной цифровой подписью, либо через портал государственных услуг http://www.gosuslugi.ru/или через многофункциональный центр.

Для недопущения впредь вышеуказанных нарушений необходимо обеспечить безусловное соблюдение требований актов органов Евразийского экономического союза и нормативно правовых актов в области госсанэпиднадзора и надзора в области защиты прав потребителей:

-Организовать систематическое изучение требований санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей, а также технического регулирования в соответствии с осуществляемым видом деятельности;

- Организовать эффективный производственный контроль соблюдения обязательных требований; при выявлении нарушений проводить дополнительную подготовку (инструктаж, аттестацию) персонала на знание требований нормативных документов;

- Обеспечить соответствие производственных объектов, используемых при осуществлении деятельности, предъявляемым требованиям, в том числе по площади, набору помещений и их содержанию, оборудованию

Дополнительно информируем, что в рамках реализации Приказа Роспотребнадзора от 01.02.2018 года №51 «О проведении акции «Дни открытых дверей для предпринимателей» ежеквартально в третий четверг третьего месяца проводятся консультация предпринемателей по направлениям предпринимательской деятельности, консультацию по любому вопросу в рамках полномочий Роспотребнадзора Вы можете получить в указанный день.

3. Основные изменения в законодательство в рамках полномочий Управления

 

1. Одним из важнейших изменений законодательства в части сбора, накопления, транспортирования, обработки, утилизации или обезвреживания отходов производства и потребления является введение специальных норм в законодательство об административных правонарушений.

Федеральным законом от 17 июня 2019 г. № 141-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» были внесены изменения в составы административных правонарушений

В соответствии с указанным Федеральным законом введено 12 новых состав за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления по которым должностные лица Роспотребнадзора уполномочены составлять и рассматривать протоколы об административном правонарушении (ст.23.13 КоАП РФ) - ст.6.35 КоАП РФ.

Санкция статьи ч.1 ст.6.35 КоАП РФ за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требованийк сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации или обезвреживанию отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных ч.7 ст.6.35 КоАП РФ, предусматривает наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до шестидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области не вправе в соответствии с внесенными изменениями составлять протоколы и принимать решение по делу об административных правонарушениях по ст. 8.2 КоАП РФ.

 

2. В связи с вступлением в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 28.02.2019 № 224 «Об утверждении Правил маркировки табачной продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении табачной продукции», с первого июля 2019 года не допускается ввод в оборот сигарет и папирос без нанесения на них средств идентификации и передачи в государственную информационную систему мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (далее - информационная система мониторинга) сведений о маркировке указанных видов табачной продукции средствами идентификации и их первой продаже. Иные виды табачной продукции подлежат обязательной маркировке средствами идентификации с 1 июля 2020 года.

Под вводом табачной продукции в оборот понимается:

- при производстве табачной продукции на территории Российской Федерации

- первичная возмездная или безвозмездная передача от производителя новому собственнику либо иному лицу с целью последующей реализации; - при производстве табачной продукции вне территории Российской Федерации (за исключением табачной продукции, ввозимой из государств - членов Евразийского экономического союза)

- выпуск таможенными органами для внутреннего потребления табачной продукции, ввозимой в Российскую Федерацию; - при производстве табачной продукции вне территории Российской Федерации в отношении табачной продукции» ввозимой из государств - членов Евразийского экономического союза»

- ввоз юридическим лицом или физическим лицом» зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, табачной продукции в Российскую Федерацию.

Одновременно у организаций оптовой торговли возникает обязанность по внесению в информационную систему мониторинга сведений в отношении приобретения табачной продукции у производителей и импортеров.

 Для предприятий розничной торговли с 1 июля 2019 года возникает обязанность по внесению в информационную систему мониторинга сведений в отношении розничной продажи табачной продукции, произведенной (ввезенной) после 1 июля 2019 г.

Розничная продажа указанных видов табачной продукции, допускается только при условии передачи в информационную систему мониторинга сведений об их продаже.

При этом, оборот сигарет и папирос, не маркированных средствами идентификации, введенных в оборот до 1 июля 2019 года допускается до 1 июля 2020 г.

Контроль за оборотом маркированной табачной продукции на территории Российской Федерации должен осуществляться территориальными органами Роспотребнадзора в порядке, установленном Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также Правилами маркировки табачной продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении табачной продукции, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2019 № 224.

За оборот немаркированной табачной продукции и нарушение порядка ее маркировки на территории Российской Федерации предусмотрена административная (статья 15.12 КоАП РФ) и уголовная (статья 171.1 УК РФ) ответственность.

Дополнительно разъясняем: Распоряжением Правительства РФ от 28 апреля 2018 г. № 792-р, всоответствии с пунктом 3.1 части 1 статьи 5 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», утвержден переченьотдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации.

Напоминаем, что маркировка продукции - это нанесение на товар уникального средства идентификации (кода), который позволяет контролирующим органом и покупателем получить полную информацию о товаре. Коды- это контрольные идентификационные знаки (КиЗ). Код маркировки уникален, двух одинаковых не существует. При этом код используется однократно и после вывода товара из оборота уничтожается.

                

3. Кроме того, с 1 июля 2019 года вступили в силу изменения, внесенные постановлением Правительства РФ от 28.01.2019 года №50 в п.33 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 года №55, а именно: «В торговом зале или ином месте продажи размещение (выкладка) молочных, молочных составных и молокосодержащих продуктов должно осуществляться способом, позволяющим визуально отделить указанные продукты от иных пищевых продуктов, и сопровождаться информационной надписью «Продукты без заменителя молочного жира».

       Данное требование, вступившее в силу с 1 июля 2019 года, призвано помочь потребителям в выборе соответствующих товаров за счет дополнительной визуализации раздельного размещения молочной продукции в зависимости от ее видов и компетентного состава, при котором те виды молочнй продукции, которые соответствуют определениям «молочный продукт», «молочный составной продукт», и «молокосодержащий продукт», приведенным в техническом регламенте должны быть сгруппированы таким образом, чтобы их локальное размещение исключало смешивание, прежде всего, с теми видами молочной продукции, которые относятся к молокосодержащему продукту с заменителем молочного жира». В целях реализации указанного постановления издан Приказ Минпромторга России № 2098, Роспотребнадзора № 368 от 18.06.2019 «Об утверждении методических рекомендаций о рекомендуемых способах размещения (выкладки) молочных, молочных составных и молокосодержащих продуктов в торговом зале или ином месте продажи, позволяющих их визуально отделить от иных пищевых продуктов, а также о рекомендуемых способах сопровождения такой продукции информационной надписью «Продукты без заменителя молочного жира»».

Показывается результатов: 1 - 25 из 1 551.
Кол-во на странице 25
из 63

 

Регистрация и лицензирование Регистрация и лицензирование