Публикатор Публикатор

«Назад

Доклад по правоприменительной практике Управления Роспотребнадзора по Омской области за 9 месяцев 2018 года

         ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

 

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области

 

Доклад

 по правоприменительной практике

Управления Роспотребнадзора по Омской области

за 9 месяцев 2018 года

 

2018

 

  1. Общая часть

 

         Настоящий доклад подготовлен в соответствии с пунктами 2 и 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», положениями паспорта приоритетного проекта реализации проектов стратегического направления «Реформа контрольной и надзорной деятельности» в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного протоколом заседания проектного комитета от 21 февраля 2017г. №13 (2), Методических рекомендаций по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности, одобренных на заседании подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 9 сентября 2016г. №7, и приказом Роспотребнадзора от 12 декабря 2016г. №1218 «О порядке организации проведения в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека мониторинга правоприменения».

Обзор правоприменительной практики за 9 месяцев 2018 года подготовлен по результатам контрольно-надзорной деятельности Управления Роспотребнадзора по Омской области (далее Управление).

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) в соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 322, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора (ст. 44 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Положение о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2013 г. № 476) и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей (Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», Положением о федеральном государственном надзоре в области защиты прав потребителей, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 2 мая 2012 г. № 412).  

Деятельность Управления по осуществлению проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по выполнению ими обязательных требований в установленной сфере деятельности Роспотребнадзора регламентируется следующими документами:

- Федеральным законом от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

-  Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»;

- Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

- Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

- Федеральным законом от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;

 - Федеральным законом от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»;

- Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

- Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании»;

-  Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

-  Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»;

- «Административным регламентом Роспотребнадзора по исполнению государственной функции по осуществлению в установленном порядке проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, и за соблюдением правил продажи отдельных видов товаров, выполнения работ, оказания услуг», утв. приказом Роспотребнадзора от 16.07.2012 № 764 и др. нормативно-правовыми актами.

При этом основания и порядок проведения мероприятий по контролю закреплены Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ).

Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ устанавливает:

1) порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также - органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля);

2) порядок взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при организации и проведении проверок;

3) права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок;

4) права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов.

В силу требований ст. 3 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ основными принципами защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля являются:

1) преимущественно уведомительный порядок начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности;

2) презумпция добросовестности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

3) открытость и доступность для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также информации об организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, включая информацию об организации и о проведении проверок, о результатах проведения проверок и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, о правах и об обязанностях органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, их должностных лиц, за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации;

4) проведение проверок в соответствии с полномочиями органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц;

5) недопустимость проводимых в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований, и требований, установленных муниципальными правовыми актами;

6) недопустимость требования о получении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями разрешений, заключений и иных документов, выдаваемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, для начала осуществления предпринимательской деятельности, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;

7) ответственностьорганов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, их должностных лиц за нарушение законодательства Российской Федерации при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

8) недопустимость взимания органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей платы за проведение мероприятий по контролю;

9) финансирование за счет средств соответствующих бюджетов, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок, в том числе мероприятий по контролю;

10) разграничение полномочий федеральных органов исполнительной власти в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора), органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора), на основании федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.

        

  1. Результаты контрольно-надзорной деятельности Управления

         За 9 месяцев 2018 в рамках предоставленных полномочий проведено 3251 надзорное мероприятие по соблюдению обязательных требований законодательства, из них: 878 или 31,8% плановые проверки, (и соответственно) 1082 или 68,2% составили внеплановые проверки.

         Из числа проверок правонарушения были выявлены по итогам 853 плановых проверок (97,2% от числа плановых проверок) и 1339 внеплановых проверок или 71,1% от числа внеплановых проверок.

        За истекший период 2018 года Управлением направлено в органы прокуратуры 101 заявление о согласовании проведения внеплановых выездных проверок, 2 отказа в согласовании проверок.

Кроме плановых и внеплановых проверок должностными лицами Управления проведено 491  административное расследование (9 месяцев 2017 года - 970), что в 2 раза меньше аналогичного периода прошлого года, связано это с тем, что должностными лицами чаще проводятся контрольно-надзорные мероприятия в рамках Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, используются профилактические мероприятия предусмотренные в ст. 8.2 данного закона, так за отчетные период индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 №166, выдано 509 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований санитарного законодательства и законодательства в области защиты прав потребителей.

Основанием для выдачи предостережения является:

поступление информации в орган госконтроля о готовящихся нарушениях или признаках нарушений обязательных требований, при условии отсутствия подтвержденные данные о том, что нарушения обязательных требований, причинило вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, а также привело к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо создало непосредственную угрозу указанных последствий и если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель ранее не привлекались к ответственности за нарушение соответствующих требований, орган государственного контроля (надзора) объявляет предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, предлагает принять меры по обеспечению их соблюдения и уведомить об этом в установленный законом срок. 

По результатам надзора в 3 квартале 2018 года (cнарастающим итогом) должностными лицами Управления составлено 3578 протоколов об административном правонарушении, что практически на уровне аналогичного периода 2017 года (в 2017 году - 3611 протоколов).

Назначено 3577 административных наказаний, из них Управлением вынесено 2799 постановлений, судами – 778 постановлений.

Мера административного воздействия в виде предупреждения Управлением применена в 576 случаях (20,6 %). Данная мера по отношению к 2017 году выросла в 1,6 раза (в 2017 году - 355).

Применено 70 составов КоАП РФ из 105 делегированных Роспотребнадзору (за 9 месяцев 2017 года – 65 составов).

Основные статьи КоАП РФ, применяемые для административной ответственности: ст. 6.3, 6.4, 6.5, 6,6, 6.7, 6.25 ч.1, 8.2, 8.5, 14.4 ч.1, 14.5 ч. 1, 14.7, 14.8, 14.15, ст.14.43 ч.1 и ч.2, 14.45, ст. 14.46 ч.1, ст. 15.12 ч.2 и ч.4, ст. 19.5 ч.1, ч. 15, 19.7, 20.25 ч.1КоАП РФ.

К административной ответственности в виде штрафа привлечено 762 юридических лица. Доля постановлений по делам об административных правонарушениях, вынесенных в отношении юридических лиц, к общему количеству постановлений составила –34,3%. При этом, в отношении граждан вынесено 178 постановлений (8%). Данный результат является обоснованным, исходя из того, что субъектами надзора являются хозяйствующие лица (юридические лица или ИП).

По результатам рассмотрения дел, направленных Управлением по делам об административных правонарушениях, судами приостановлена деятельность 72 объектов.

Судами назначен 221 штраф с конфискацией товаров.

         Управлением и судами по материалам Управления назначено штрафов на сумму более 34 млн. рублей, при этом взыскано 29 753 тыс. рублей.

Сведения о результатах административного и судебного оспаривания решений, действий (бездействия) органа государственного контроля (надзора) и его должностных лиц:

Из вынесенных Управлением Постановлений (2799), в судебном порядке обжаловано 74 административных дела (2,6%), из них отменено – 15 (20,2%).  Количество вынесенных судами решений (постановлений) не в пользу Управления по сравнению с аналогичным периодом 2017 года снизилось на 6,7 %. 

Основанием отмены послужили: недоказанность вины поднадзорного субъекта; ненадлежащим образом собрана доказательная база.

С целью недопущения в дальнейшем аналогичных нарушений специалистами отдела юридического обеспечения на постоянной основе проводятся консультации специалистов, доводится анализ судебной практики, складывающейся на территории Российской Федерации.

За 9 месяцев 2018 года в суд направлено 123 иска в защиту неопределенного круга лиц, из которых 106 были рассмотрены, все удовлетворены (100%).

В особом производстве подано 19 заявлений о признании информации запрещенной к распространению, все заявления удовлетворены.

         В рамках контрольно-надзорных мероприятий за техническими регламентами (Управление вправе осуществлять надзор за 21 техническим регламентом Таможенного Союза) устанавливались следующие типичные нарушения:

Наиболее типичные нарушенияТехнического регламента  Таможенного союза  ТР ТС 021/2011  «О безопасности пищевой продукции»:

- при осуществлении процессов производства пищевой продукции производителями не разрабатываются, не внедряются и не поддерживаются процедуры, основанные на принципах ХАССП;

- не соблюдаются условия хранения продуктов питания, установленные ее изготовителем;

- изготовление и реализация продукции населению, не соответствующей по микробиологическим, органолептическим и физико-химическим показателям;

- несвоевременное прохождение сотрудниками предприятий медицинских осмотров; 

- нарушается маркировка на потребительской упаковке при фасовке продуктов питания в отсутствии потребителя.

При осуществлении надзора за производством и реализацией продукции легкой промышленности наиболее типичными нарушениями по маркировке продукции являлись:

- на маркировке не указывается дата изготовления, изготовитель, наименование и местонахождения организации (юридический адрес), уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителя (уполномоченный представитель изготовителя или импортер), если изготовитель не принимает претензии сам на территории государства- члена ТС, состав на русском языке.

Предприятия продовольственной торговли продолжают допускать нарушение СП 2.3.6.1066-01, связанные со следующими типовыми нарушениями:

- п. 5.9. на предприятиях торговли для отделки помещений и оборудования используются обои, цветные побелки, неокрашенные деревянные доски и ДСП плиты, которые невозможно подвергнуть влажной обработке и дезинфекции.

- п. 6.2 в холодильном оборудовании отсутствуют термометры для контроля температурного режима хранения пищевых продуктов.  Из-за отсутствия психрометров не проводится контроль температурно-влажностного режима хранения продуктов в охлаждаемых камерах, складских помещениях, хранилищах для овощей, фруктов и т.д.

 -  п. 7.4. не сохраняется до конца реализации продукта питания этикетка (ярлык) от тары поставщика.

- п.п. 7.6, 7.7, 7.8 не соблюдаются правила товарного соседства при хранении пищевых продуктов и нормы складирования.  Так в холодильных камерах совместно хранятся готовые к употреблению пищевые продукты (сыр, масло, молоко и сырая рыба, мясо, мясные полуфабрикаты. Часть продуктов питания находится на полу без подтоварников. 

В целях недопущения названных нарушений необходимо, в рамках ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции»обеспечить разработку, внедрение и поддержание процедур, основанных на принципах ХАССП и обеспечивать постоянный контроль за исполнением утвержденных документов, контролировать техпроцессы и правильно и своевременно вести и хранить документацию о проводимом контроле.

- Обеспечить контроль за условиями хранения пищевой продукции – температурно-влажностных, товарного соседства и т.д.

 

Особое внимание уделяется контролю за отдыхом и оздоровлением детей.

Наиболее типичными нарушениями установленных требований являлись:

- превышается предельная наполняемость групп ДОУ детьми;

- не соответствует внутренняя отделка различных помещений гигиеническим требованиям, нарушения правил режима уборки и обработки, содержания и оборудования помещений;

- мебель ученическая не соответствует росто-возрастным особенностям детей;

- не проводится своевременно замена разбитых стёкол;

- отсутствие маркировки на кухонном инвентаре;

- не проводятся в полном объеме профилактические и противоэпидемические мероприятия.

В ходе проверок деятельности учреждений здравоохранения отмечались следующие нарушения:

- не обеспечена нормируемая вместимость палат, дефекты отделки;

- не соответствие норме уровней искусственной освещенности на рабочих местах.

В целях недопущения нарушения необходимо своевременно обращаться для выделения финансовых средств для устранения нарушений.

В ходе проверок деятельности организаций, осуществляющих предоставление коммунальных услуг выявлялись следующие типичные нарушения:

- температура горячей воды в квартире жилого дома не соответствует норме;

- горячая вода, отобранная на вводе и квартирах жилых домов не соответствует гигиеническим нормативам по показателям запах, мутность;

- захламление, загрязнение чердачных помещений жилых домов, затопление подвальных помещений;

-  нарушение расстояния от площадки для мусорных контейнеров до спортивной площадки, а именно расстояние от площадки для контейнеров, прилегающей к жилым домам не соответствует (менее 20 м.);

- нарушение целостности контейнеров, отсутствуют крышки на контейнерах;

- некачественно проводится дезинсекционные мероприятия, а именно были обнаружены эпидзначимые членистоногие.

В ходе проверок деятельности промышленных предприятий отмечались следующие наиболее типичные нарушения СП 2.2.2.1327-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочим инструментам», СП 2.1.7.1386-03 «Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления. Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления», СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»:

- классы опасности отходов не определены по степени воздействия на здоровье человека и не согласованы с Управлением;

- не приняты меры к организации и утверждению размеров и границ санитарно-защитной зон;

- не организовано проведение производственного контроля с применением лабораторно-инструментальных исследований на рабочих местах (освещенность, микроклимат, ЭМИ);

- не откорректирована программа производственного контроля;

- на производственных и промышленных предприятиях не оборудована механическая вытяжная вентиляция, как коллективное средство защиты;

- не обеспечена очистка стен, элементов строительных конструкций, проемов и поверхностей окон, вентиляции от пыли и копоти, требуется ремонт, отсутствуют условия для выполнения влажной уборки поверхностей;

- периодический медосмотр работающих во вредных условиях труда проведен не в полном объеме. Не организовано представление в лечебно-профилактическое учреждение на территории обслуживания списков сотрудников;

- рабочие места пользователей ПЭВМ не оборудованы подставками для ног, параметры световой среды ипульсации.

Рекомендации по недопущению нарушений обязательных требований законодательства

 В целях недопущения нарушений обязательных требований санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства в области защиты прав потребителей Управление рекомендует юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям мероприятия, способствующие их устранению:

- организовать систематическое изучение требований санитарного законодательства, требований технических регламентов, законодательства в сфере защиты прав потребителей, в соответствии с осуществляемым видом деятельности;

- организовать эффективный производственный контроль соблюдения обязательных требований; при выявлении нарушений проводить дополнительную подготовку (инструктаж, аттестацию) персонала на знание требований нормативных документов;

- обеспечить соответствие производственных объектов, используемых при осуществлении деятельности, предъявляемым требованиям, в том числе по площади, набору помещений и их содержанию, оборудованию.

 

Основные изменения законодательства РФ в рамках полномочий Роспотребнадзора

  1. пп. г п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ

Федеральным закономот 18.04.2018 N 81-ФЗ увеличен перечень оснований для организации и проведения внеплановых проверок, предусмотренных Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ. Так, с 29.04.2018 г. причиной для проведения проверки может стать нарушение организацией или ИП требований к маркировке товаров

Таким образом, законодатель определил важность содержания информации, нанесенной на товар.

В соответствии с ТР ТС 022/2011 «Технический регламент Таможенного союза. Пищевая продукция в части ее маркировки» маркировка пищевой продукции - информация о пищевой продукции, нанесенная в виде надписей, рисунков, знаков, символов, иных обозначений и (или) их комбинаций на потребительскую упаковку, транспортную упаковку или на иной вид носителя информации, прикрепленного к потребительской упаковке и (или) к транспортной упаковке, или помещенного в них либо прилагаемого к ним.

В соответствии с ч. 5. ст. 10 внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в подпункте«г» пункта 2, органами государственного контроля (надзора), после согласованияс органом прокуратурыпо месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

При этом необходимо соблюдать требования ч. 3. ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ о том, что обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных в пункте 2 части 2настоящей статьи, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки. В случае, если изложенная в обращении или заявлении информация может в соответствии с пунктом 2 части 2настоящей статьи являться основанием для проведения внеплановой проверки, должностное лицо органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при наличии у него обоснованных сомнений в авторстве обращения или заявления обязано принять разумные меры к установлению обратившегося лица. Обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации.

Согласно ч. 5 ст. 8.3 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ при выявлении по результатам предварительной проверки лиц, допустивших нарушение обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, получении достаточных данных о фактах, указанных в части 2настоящей статьи, уполномоченное должностное лицо органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля подготавливает мотивированное представление о назначении внеплановой проверки по основаниям, указанным в пункте 2 части 2настоящей статьи.

  1. С 15 марта 2018 года вступило в действие постановление Правительства Российской Федерации № 222 от 03.03.2018 года, которым утверждены правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон.

Следует отметить, что положения указанного Постановления по некоторым моментам противоречат действующему СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны…», например:

1. По СанПиН проекты СЗЗ разрабатываются только для объектов I-III классов опасности и не включенных в санитарную классификацию, согласно Постановлению, проект СЗЗ нужно разрабатывать для объектов (ОКС) всех классов опасности (I-V), как включенных в санитарную классификацию, так и не включенных (п.3 Правил).

2. Согласно Постановлению (п.16) Проект санитарно-защитной зоны содержит: обоснование размеров и границ санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе с учетом расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека. В соответствии с п.п. 3.6, 3.12, 3.13 СанПиН Оценка риска для здоровья населения проводится для объектов и групп объектов I и II классов опасности.

3. В соответствии с п. 2.2 СанПиН санитарно-защитная зона разрабатывается последовательно: сначала расчетная (предварительная) СЗЗ на основании расчетов и затем установленная (окончательная) СЗЗ на основании натурных измерений. В Постановлении речь идет только об установлении СЗЗ, ее изменении или прекращении.

4. Различен подход к границам СЗЗ: согласно СанПиН санитарно-защитная зона предприятия устанавливается от границ земельного участка, то в Постановлении учитывается только контур объекта.

Таким образом, у предприятий остается много вопросов, по вопросу обязательности разработки проектов СЗЗ, установления расчетных и окончательных СЗЗ, выполнению замеров уровня загрязнения за пределами промплощадки предприятия.

В связи с этим Роспотребнадзором подготовлен проект постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.____-18 «Санитарно-защитные зоны, санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», который в настоящее время находится на стадии подготовки заключения об ОРВ.

 

В соответствии с частью 11.3 статьи 9Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» внастоящее время рассматриваются проекты утверждения форм проверочных листов, используемых должностными лицами Роспотребнадзора при проведении плановых проверок в рамках осуществления федерального гос. санитарно-эпидемиологического надзора за соблюдением обязательных требований:

- в аквапарках,

- в банях и саунах,

- бассейнах,

- в организациях социального обслуживания,

- к устройству и содержанию полигонов для твердых коммунальных отходов,

- в детских лагерях платочного типа,

- в дошкольных образовательных организациях,

- в организациях химической чистки изделий,

- на промышленных предприятиях,

- в стационарных организациях отдыха и оздоровления детей,

- в общеобразовательных организациях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы:

 

Вопрос №1. «Правомерность плановой проверки при отсутствии уведомления за три дня до проверки»?

Согласно ч. 12 ст. 9Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)» от 26.12.2008 № 294-ФЗ (далее - Закон), о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора) не позднее, чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа уполномоченного должностного лица о начале проведения плановой проверки.

По смыслу данной нормы, юридическое лицо должно быть уведомлено о плановой проверке не менее чем за 3 рабочих дня до даты, указанной в приказе (распоряжении) как даты начала проверки.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 20Закона, нарушение требований, предусмотренных ч. 12 ст. 9Закона (в части срока уведомления о проведении проверки) отнесено к грубым нарушениям законодательства при осуществлении контроля.

В соответствии с ч. 1 ст. 20Закона результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора) с грубым нарушением установленных Закономтребований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований.

Результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), с грубым нарушением подлежат отмене руководителем или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

 

Вопрос №2 «Правомерность вручения уведомления в день внеплановой проверки»?

Действующим законодательством предусмотрены различные требования по организации и проведению внеплановых проверок, а также порядок уведомления, прежде всего это зависит от вида, предмета надзора, а также оснований проведения надзора.

Основания для проведения внеплановой проверки указаны в ст.10 Закона:

1. истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований;

1.1. поступление в орган государственного контроля (надзора), заявления от юридического лица или индивидуального предпринимателя о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий.

2. мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора), по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора), обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей сред…, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

в) нарушение прав потребителей (права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены);

г) нарушение требований к маркировке товаров;

3. приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах "а", "б"и "г" пункта 2, пункте 2.1 части 2настоящей статьи, органами государственного контроля (надзора), после согласованияс органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

Согласно ч.16 ст.10 Закона о проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2ст.10, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

Федеральным закономот 31.12.2014 № 532-ФЗ, вступившим в законную силу 23.01.2015 г., часть 4 статьи 1Закона дополнена пунктом 35, согласно которому особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении в том числе государственного контроля (надзора) в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов.

С 23.01.2015 г. действует пункт 2 статьи 13Федерального закона № 29-ФЗ, в соответствии с которым при организации и проведении мероприятий по государственному надзору в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий предварительное уведомление юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство пищевой продукции, и (или) оборот пищевой продукции, и (или) оказание услуг общественного питания, о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.

 

Вопрос №3. Необходимо ли проведение работникам профилактических медицинских осмотров, если по итогам специальной оценки условия труда соответствуют классу 1, 2?

Диспансеризация работающего населения определена Приказом Минздрава России от 26.10.2017 № 869н «Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения».

Проведение профилактических медицинских осмотров регламентировано в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011г. № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда»

Включению в списки контингента и поименные списки подлежат работники подвергающиеся воздействию вредных производственных факторов, указанных в Перечне факторов, а также вредных производственных факторов, наличие которых установлено по результатам специальной оценки условий труда, проведенной в установленном порядке.

В качестве источника информации о наличии на рабочих местах вредных производственных факторов, помимо результатов специальной оценки условий труда, могут использоваться результаты лабораторных исследований и испытаний, полученные в рамках контрольно-надзорной деятельности, производственного лабораторного контроля, а также использоваться эксплуатационная, технологическая и иная документация на машины, механизмы, оборудование, сырье и материалы, применяемые работодателем при осуществлении производственной деятельности.

Учитывая, что специальная оценка условий труда проводится 1 раз в 5 лет, а лабораторные исследования в рамках производственного контроля проводятся в зависимости от производственного фактора не реже 1 раза в год, то при определении контингента подлежащих прохождению предварительного и периодического медосмотра необходимо руководствоваться не только результатами специальной оценки условий труда. Тем более, что при специальной оценке условий труда оцениваются не все факторы производственной среды.

Кроме того, оценка необходимости прохождения периодических осмотров зависит от специальности и рабочего места согласно штатному расписанию, профессиограммы деятельности и контакта с имеющимися факторами с учетом результата производственного лабораторного контроля вредных факторов производственной среды, динамического наблюдения превышений ПДК и ПДУ по результатам лабораторных исследований и измерений, проведенных лабораториями, аккредитованными на техническую компетентность и независимость.


        

Публикатор Публикатор

Публикатор Публикатор

Публикатор Публикатор

Публикатор Публикатор

Публикатор Публикатор

Публикатор Публикатор

Публикатор Публикатор

Показывается результатов: 1 - 30 из 907.
Кол-во на странице 30
из 31

 

Регистрация и лицензирование Регистрация и лицензирование

Организация деятельности Организация деятельности