Публикатор Публикатор

«Назад

НАПОМИНАЕМ: особенности защиты прав потребителей при оказании услуг страхования

Особенности защиты прав потребителей при оказании услуг страхования

Многие граждани сталкиваются с необходимостью заключить договор страхования. Но что знаете Вы о своих правах и каковы особенности их защиты.

Под страхованием следует понимать - особый способ защиты имущественных интересов лица при наступлении определенного события (страхового случая), предусмотренного в договоре страхования, в пределах страховой суммы определенной договором страхования.

Не допускается страхование следующих интересов (ст.928 ГК РФ):

  1. Страхование противоправных интересов.
  2. Страхование убытков от участия в играх, лотереях и пари.
  3. Страхование расходов, к которым лицо может быть принуждено в целях освобождения заложников.

Отношения, возникающие из договора страхования, регулируются следующими нормативно-правовыми актами:

  1. Закон РФ от 27.11.1992 №4015-1"Об организации страхового дела в Российской Федерации".
  2. Гражданский кодекс РФ (часть 2, глава 48).
  3. Федеральный закон от 29.11.2010 №326-ФЗ"Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
  4. Закон от 25.04.2002 №40-ФЗ"Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
  5. Закон РФ от 07.02.1992 №2300-1"О защите прав потребителей".

Если отношения не подпадают под регулирование главы III, то на основании статьи 39 ЗаконаРФ от 07.02.1992 №2300-1"О защите прав потребителей" применяются общие положения Закона.

Положения закона РФ от 07.02.1992 №2300-1"О защите прав потребителей"(далее - Закон), применяемые при заключении договора страхования:

Право потребителя на предоставление достоверной информации об услуге, режиме работы (статьи 8-12 Закона).

Об ответственности за нарушение прав потребителей в соответствии с законом или договором (статья 13 Закона).

О возмещении имущественного вреда и компенсации морального вреда (статьи 14-15 Закона).

Об альтернативной подсудности и освобождении от уплаты государственной пошлины (статья 17 Закона).

В настоящее время очень много страховых компаний предлагают свои условия страхования. Для заключения договора страхования потребителю необходимо проанализировать предложения услуг разных страховых организаций (исполнителей услуги) и выбрать для себя наиболее подходищий вариант страхования. Потребителю предоставляется информация о фирменном наименовании, режиме работы и месте нахождения страховой организации. Кроме того, потребитель имеет право ознакомиться с лицензией, выданной страховой организации и сроке ее действия.

Заключение договора страхования страхования производится в письменной форме.

Договор страхования считается недействительным при несоблюдении письменной формы договора, исключения составляют договора обязательного государственного страхования.

Заключение договора страхования может быть произведено составлением одного документа,либо вручением страховщиком страхователю на основании письменного или устного заявления страхователя страхового полиса (свидетельства, сертификата, квитанции), подписанного страховщиком.

В таком случае заключение договора страхования на условиях предложенных страховщиком происходит путем принятия страхователем документов страховщика.

При заключении договора страхования страховщик вправе применять разработанные им или объединением страховщиков стандартные формы договора (страхового полиса) по отдельным видам страхования.

Известны случаи, когда страховщики заставляют страхователя заключать несколького договоров страхования, объясняя это тем, что договор должен включать, например, страхование жизни. Это делается для улучшения показателей работы страховой компании.

Существенными условиями договора имущественного страхования являются:

1) определенное имуществелибо инойимущественныйинтерес, являющейя объектом страхования;

2) характер события, на случай наступления которого осуществляется страхование (страхового случая);

3) размер страховой суммы;

4) срок действия договора.

Существенными условиями договора личного страхования являются:

1) сведения о застрахованом лице;

2) характер события, на случай наступления которого в жизни застрахованного лица осуществляется страхование (страхового случая);

3) размер страховой суммы;

4)срок действия договора.

Если имеются обстоятельства, которые имеют существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая и размера возможных убытков от его наступления (страхового риска), то при заключении договора страхования, страхователь обязан сообщить их страховщику, если такие обстоятельства не известны и не могут быть известны страховщику.

Обстоятельства признаются существенным, если они, определенно оговоренны страховщиком в стандартной форме договора страхования (страхового полиса) или в его письменном запросе.

Если договор страхования заключен при отсутствии ответов страхователя на  вопросы страховщика, страховщик не может  требовать расторжения договора илипризнания его недействительным наосновании, что соответствующие обстоятельства не были сообщены страхователем.

Страховщик вправе потребовать признания договора недействительным, если после заключения договора страхования будет установлено, что страхователь сообщил страховщику заведомо ложные сведения об обстоятельствах оговоренных в договоре.

Если обстоятельства, о которых умолчал страхователь уже отпали, то страховщик не может требовать признать договор страхования недействительынм.

Касаемо оплаты страховой премии (плата за страхование), потребителю необходимо обратить внимание на следующие моменты: учтена ли инфляция в договоре страхования; при применении валютной оговорки должен быть указан курс (покупки или продажи); если предусмотрено внесение страховой премии в рассрочку, то договором  могут быть определены последствия неуплаты в установленные сроки очередных страховых взносов.

Еслизаконодательство о страховании не предусмотреваетиное, тов соответствии со ст. 32 Законапотребитель вправе отказаться от исполнения договора страхованияв любое время при условии оплаты страховой компании фактически понесенных ей расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.

При некачественном оказании услуг страхования потребитель вправе обратиться с претензией к страховой организации. Претензия пишется в двух экзамплерах, один экземпляр направляется страховой организации по средствам почтовой связи или электронной почтой, либо личного принесения в страховую компанию с отметкой о принятии путем присвоением входящего номера.

Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договора страхования риска ответственности по обязательствам, возникающихизпричинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, составляет три года.

В случае неудовлетворения страховщиком требований страхователя, последний вправе обратиться в суд с иковым заявлением. Иск о защите прав потребителей, в соответствии со ст. 17 Закона, может быть по выбору истца предъявлен по месту:

Нахождения страховой организации, ее филиала или представительства.

Жительства или пребывания истца.

Заключения или исполнения договора.

На основании вышесказанного, обращаем Ваше внимание, что, при заключении договора страхования будьте внимательны, тщательно прочитайте информацию, указанную в договоре страхования и помните, что Ваши права защищены.

Публикатор Публикатор

Показывается результатов: 1 - 25 из 1 542.
Кол-во на странице 25
из 62

 

Регистрация и лицензирование Регистрация и лицензирование