Публикатор Публикатор

Публикатор Публикатор

Публикатор Публикатор

«Назад

ДОКЛАД по правоприменительной практике Управления Роспотребнадзора по Омской области за 1 квартал 2018 года

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

 

Управление Роспотребнадзора по Омской области

 

 

 

 

ДОКЛАД

 

по правоприменительной практике Управления Роспотребнадзора по Омской области

за 1 квартал 2018 года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2018

На основании Приказа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека №69 от 09.02.2018 года, в соответствии с  пунктами 2 и 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Методическими рекомендациями по организации и проведению публичных обсуждений результатов правоприменительной практики, руководств по соблюдению обязательных требований органа государственного контроля (надзора), утвержденных протоколом заседания проектного комитета по основному направлению стратегического развития «Реформа контрольно-надзорной деятельности» от 21.02.2017 №13(2), Управлением Роспотребнадзора по Омской области организовано  проведение ежеквартальных публичных обсуждений результатов правоприменительной практики.

Управление Роспотребнадзора по Омской области является территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим функции по осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.    

Осуществление государственного контроля (надзора) направлено на предупреждение нарушения прав, пресечение нарушений обязательных требований.

 Одной из основных форм контрольно-надзорной деятельности являются проверки, под которыми понимается совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям.

Контрольно-надзорная деятельность реализуется Управлением посредством организации и проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (плановые и внеплановые, выездные, документарные), испытаний и экспертиз, рассмотрения жалоб, заявлений, сообщений средств массовой информации и т.д.  

 При реализации функций по осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей УправлениеРоспотребнадзора по Омской области  руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, техническими регламентами, федеральными законами, постановлениями Правительства Российской Федерации, санитарными правилами, СанПиНами, гигиеническими нормативамии тд.

В рамках профилактики предупреждения нарушений, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, в открытом доступе на официальном сайте Управления размещены перечни актов, содержащие обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей и федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Обзор правоприменительной практики и перечень типичных нарушений подготовлен по результатам проведенных контрольно-надзорных мероприятий.

Управлением с учетом риск - ориентированного подхода сформирован план проведения плановых проверок на 2018 год. Подавляющее большинство запланированных объектов отнесено к категориям среднего (40,5%), значительного (27.9%)и высокого (24%) риска. Объекты, относящиеся к категории низкого риска, не планировались.

В 1 кв. 2018 года проведено 873 контрольно-надзорных мероприятия, из них 603 (69,1%) проверки в рамках Федерального закона №294-ФЗ, 189 (21,7%) административных расследований в соответствии со ст. 28.7 КоАП РФ.

По фактам возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан (причинения вреда) в органы прокуратуры направлено 27 заявлений о согласовании проведения внеплановых выездных проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, согласовано – 27 заявлений (100%).

Произошло значительное снижение административных расследований с учетом требований ст.28.7 КоАП РФ. Их количество по сравнению с аналогичным периодом 2017 года сократилось почти в 2,2 раза (с 428 до 189).

В ходе контрольно-надзорных мероприятий проверено 645 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, из них 73,2% осуществляют деятельность с нарушениями санитарного законодательства, законодательства в области защиты прав потребителей и технического регулирования.

По всем проверкам, в ходе которых выявлялись правонарушения, выдавались предписания (в 100% случаев).

В первом квартале 2018 году должностными лицами Управления Роспотребнадзора по Омской области составлено 1223 протоколов об административном правонарушении.

В сфере технического регулирования Управлением составлено 365 протоколов об административных правонарушениях (206 в городе Омске и 159 в территориальных отделах), это 30% от общего количества протоколов.

По результатам рассмотрения составленных протоколов Управлением вынесено 985 постановлений по делам об административных правонарушениях.

При этом административный штраф назначался в 654 случаях (66,4%), предупреждения – в 331 случаях (33,6%). Таким образом в Управлении продолжается тенденция к увеличению доли вынесенных предупреждений (рост в 3,6 раза по сравнении с аналогичным периодом 2017 г. (92)).

На рассмотрение в суды передано 271 протокол об административном правонарушении, что на 6% меньше, чем в 2017 г. (287 протоколов). По структуре дел первое место занимает ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ (невыполнение в срок юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований).

АПД назначено судами в 22 случаях, что меньше прошлого года на 14% (29 АПД).

Назначено 66 штрафов с конфискацией, что на 2,7 больше, чем за аналогичный период прошлого года (2017 г- 25).

Управлением и судами по материалам Управления назначено штрафов на сумму 13 млн. 486 тыс. рублей, при этом взыскано 9 млн. 126 тыс. рублей, что составило 67,7 %.

Сведения о результатах административного и судебного оспаривания решений, действий (бездействия) органа государственного контроля (надзора) и его должностных лиц.

Из вынесенных Управлением Постановлений (985), в судебном порядке обжаловано 13 дел (1 %), из них отменено – 4.  Основанием отмены послужила: отсутствие состава административного правонарушения. Доля постановлений по делам об административных правонарушениях, оставленных в силе от общего количества обжалованных составила 69%.

В службу судебных приставов для принудительного исполнения постановлений о назначении административного наказания направлено 74 постановлений. За несвоевременную оплату административных штрафов составлено 15 протоколов по ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ.

Всего в 1 квартале 2018 года подано 26 исковых заявлений об устранении выявленных нарушений в области санитарно-эпидемиологического благополучия, что на 37,5 % больше, чем за аналогичный период прошлого года (9 исков в 1 квартале в 2017 г.). 13 исков удовлетворены, 13 находятся на рассмотрении.

В 1 квартале 2018 году в целях профилактики нарушений обязательных требований хозяйствующим субъектам направлено 101 предостережения в соответствии с Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Типичные нарушения требований законодательства в области
санитарно-эпидемиологического благополучия населения (1кв. 2017 г.)

При осуществлении надзора за производством и реализацией продукции легкой промышленности, в том числе детского ассортимента, во исполнение приказа Роспотребнадзора от 11.09.2017 №843 «О выявлении и пресечении незаконного ввоза, производства и оборота на территории Российской Федерации продукции легкой промышленности, в том числе контрафактной» с целью реализации  поручения Президента Российской Федерации от 08.09.2017 № Пр-1776, отмечались нарушения  законодательства в области технического регулирования в части маркировки продукции.

 

Например: В ходе внеплановой  выездной проверки  в отношении  ИП Низомова Н.О. (г. Омск, ул.4-я Транспортная 11,  магазин  "Планета одежда обувь") выявлены следующие нарушения: с свободной продаже с оформленными ценниками реализовалась продукция легкой промышленности без необходимой информации в количестве более 50 видов (блузки, шапки, футболки для детей, куртки, платья и др), а именно:  отсутствует маркировка единым знаком обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза; отсутствует информация о дате изготовления продукции; отсутствует наименование страны-изготовителя, наименование изготовителя или продавца, или уполномоченного изготовителем лица, информация о юридическом адресе изготовителя или продавца; отсутствует информация о составе сырья.

Согласно пункту 1 статьи 9 «ТР ТС 017/2011»: Маркировка продукции должна быть достоверной, читаемой и доступной для осмотра и идентификации. Маркировку наносят на изделие, этикетку, прикрепляемую к изделию, или товарный ярлык, упаковку изделия, упаковку группы изделий или листок-вкладыш к продукции.

Маркировка должна содержать следующую обязательную информацию:

наименование продукции; наименование страны-изготовителя; наименование изготовителя или продавца, или уполномоченного изготовителем лица; юридический адрес изготовителя или продавца, или уполномоченного изготовителем лица; размер изделия; состав сырья; товарный знак (при наличии);

единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза; гарантийные обязательства изготовителя (при необходимости); дату изготовления; номер партии продукции (при необходимости).

Информация о товаре, его изготовителе и продавце должна доводиться до сведения покупателя способами, установленными федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязательными требованиями стандартов, а если указанными актами они не определены, то способами, принятыми для отдельных видов товаров.

Объем обязательной информации о товаре, его изготовителе, передаваемой покупателю вместе с товаром (на товаре, потребительской таре, упаковке, ярлыке, этикетке, в технической документации), должен соответствовать требованиям федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, обязательным требованиям стандартов. Информация о продавце, товарах и их изготовителях доводится до сведения покупателей на русском языке, а дополнительно, по усмотрению продавца, на государственных языках субъектов Российской Федерации и языках народов Российской Федерации.

Продукция легкой промышленности, соответствующая требованиям настоящего Технического регламента и прошедшая процедуру подтверждения соответствия должна иметь маркировку единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.

В соответствии с ст. 12 ТР ТС 017/2011 маркировка единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза осуществляется перед выпуском продукции в обращение на рынке.  Единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза наносится любым способом, обеспечивающим четкое и ясное изображение.

Продавец обязан также, согласно п. 39 Правил № 55 произвести проверку наличия на товар необходимой документации и информации, осуществить отбраковку и сортировку товаров.

За допущенные нарушения индивидуальный предприниматель привлечен к административной ответственности, товар снят с реализации.

         В 1 квартале 2018 года, в рамках надзора засоблюдением Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» от 23.02.2013г. №15-ФЗ, должностями лицами Управления Роспотребнадзора по Омской области составлено 54 протоколов, основные типичные нарушения:

         - несоблюдение ограничений и нарушение запретов в сфере торговли табачной продукцией на расстоянии менее чем 100 метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг (нарушение п. 2 ч.7 ст. 19 Федерального закона от 23.02.2013 №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»);

         -реализация немаркированных табачных изделий, подлежащих маркировке специальными (акцизными) маркав соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального Закона РФ от 22.12.2008 г. № 286-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию» (табачные изделия подлежат маркировке специальными (акцизными) марками, исключающими возможность их подделки и повторного использования)

         - за несоблюдение требований к знаку о запрете курения, др.

         Например, постановлением заместителя главного государственного санитарного врача по Омской области юридическое лицо БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №118», признано виновным в совершении административного правонарушения по ч.1 ст.6.25 КоАП РФ, выразившегося в отсутствие знаков о запрете курения у каждого входа на территорию БОУ города Омска «СОШ №118» и ему назначено наказание в виде административного  штрафа в размере 30 000 руб.

         В п.1 ст.12  Федерального Законаот 23.02.2013 N 15-ФЗ  «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» указано, что для предотвращения воздействия окружающего табачного дыма на здоровье человека запрещается курение табака запрещается курение табака на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры и учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта;

Как указано, в ч.5 ст.12 названного Закона, для обозначения территорий, зданий и объектов, где курение табака запрещено, соответственно размещается знак о запрете курения, требования к которому и к порядку, размещения которого устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Министерства здравоохранения РФ от 12.05.2014 года за №214н «Об утверждении требований к знаку о запрете курения и к порядку его размещения» утвержден вид знака о запрете курения и определен порядок его размещения. Так согласно ст.5 названного Приказа, знак о запрете курения размещается у каждого входа на территории, в здании и объекты, где курение табака запрещено.

         Не согласившись с вышеназванным постановлением, директор учреждения, обжаловал его в суд просил, в своей административной жалобе постановление Управления Роспотребнадзора по Омской области отменить, поскольку с административным наказанием не согласен, знаки о запрете курения имелись на момент проверки, однако были в бумажном виде и ввиду погодных условий утратились.

Судья Октябрьского районного суда г. Омска, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, решила, порядок привлечения юридического лица к  административной ответственности соблюден, вина юридического лица  подтверждена и доказана материалами административного дела, довод законного представителя о том, что знаки утрачены в виду погодных условий, соответственно отсутствует вина БОУ, не является  основанием для прекращения производства по делу, учитывая, что при необходимой осмотрительности и заботливости БОУ «СОШ №118» данное административное правонарушение могло не иметь места, имелись иные возможности предотвращения административного правонарушения. Решением  суда от 05.03.2018 года, постановление заместителя главного государственного санитарного врача по Омской области оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.

         При осуществлении федерального государственного санитарно – эпидемиологического надзора выявлялись нарушения санитарных правил СП 2.3.6.1079-01«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», допускаемые организациями общественного питанияследующие типовые нарушения:

- загрузка пищевых продуктов осуществляется со стороны двора жилого дома, с торца здания под окнами жилых квартир (пункт 2.2);

- организации общественного питания не оборудованы внутренней системой водоснабжения и канализации (пункт 3.1);

- канализация организации общественного питания, расположенной в жилом доме, объединена с внутридомовой хозяйственно-фекальной канализацией (пункт 3.11);

- в организации отсутствует туалет и раковины для мытья рук посетителей (пункт 3.14);

- объемно-планировочными решениями помещений нарушена последовательность (поточность) технологических процессов, не исключены встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и чистой посуды (пункты 5.1, 8.1);

- отделка стен материалами, не предусматривающими возможность влажной уборки и дезинфекции, нарушение целостности отделки (пункт 5.5);

         - не проводится косметический ремонт и покраска по мере необходимости (пункт 5.16);

         - организация не обеспечена достаточным количеством необходимого оборудования и предметами материально-технического оснащения (пункты 6.1, 6.11);

         - нарушение условий хранения продуктов по видам продукции (пункты 7.1, 7.23, 7.26 и 7.28);

         - в установленном порядке не проводится бракераж (оценка качества полуфабрикатов, блюд и кулинарных изделий) (пункт 9.1);

         - не проводится производственный контроль (пункт 14.1).

         -отсутствуют результаты периодического медицинского осмотра и заключения врача о допуске к работе по результатам медицинского обследования.

  Пример: В кафе "Вьетнамская кухня" ИП Нго-Вертелецкой Т.Л., расположенном по адресу: г. Омск, ул. 22 Апреля, 43/3 выявлены следующие нарушения:

1). Разделочный инвентарь (ножи, доски) частично не имеет специальной маркировки, что является нарушением п. 6.5 СП 2.3.6.1079-01;

Отсутствие маркировки на разделочном инвентаре не гарантирует использование его по назначению по группам продуктов (мясо, овощи, хлеб и т.д.) и виду (сырое, готовое), что может привести к повторному обсеменению продуктов и при отсутствии термической обработки стать причиной возникновения острых кишечных отравлений.

2). Нарушается поточность технологических процессов, отмечается перекрест сырой и готовой продукции, т.к. сырые необработанные овощи в склад поступают через горячий цех, из которого подаются готовые блюда, что является нарушением п. 5.1 СП 2.3.6.1079-01.

Нарушение поточности технологических процессов может приводить к вторичному загрязнению и обсеменению чистой посуды и готовых блюд, рук, спецодежды персонала болезнетворными бактериями и микроорганизмами на участках технологического перекреста. Т.е, потребителю выдается продукт потенциально опасный в эпидемиологическом отношении, что может явиться причиной возникновения острых кишечных отравлений и развитием инфекционного заболевания, временной утратой трудоспособности как персонала предприятия, так и посетителей.

3). На участке приготовления холодных закусок отсутствует бактерицидная лампа, что является нарушением п. 5.9 СП 2.3.6.1079-01

Отсутствие бактерицидной лампы на участке приготовления холодных закусок может привести к скоплению и размножению микроорганизмов, и к возникновению массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний и отравлений, т.к. по технологии приготовления, блюда не подвергаются термической обработке, а подаются непосредственно посетителю (потребителю)

4). Отсутствует цех первичной обработки овощей (овощи обрабатываются в складском помещении), что является нарушением п. 5.2, п. 8.4 СП 2.3.6.1079-01;

Отсутствие условий для первичной обработки овощей подвергает потребителя практически неизбежному риску заболевания иерсиниозом, самым неблагополучным исходом которого является летальный.

По результатам проверки административное дело в отношении направлено в суд, по результатам рассмотрения деятельность «Вьетнамской кухни» приостановлено, сроком на 30 суток.

В ходе проверок дошкольных учреждений выявлялись следующие основные нарушения СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»:

- не соответствие внутренней отделки различных помещений детского сада (нарушение целостности потолка, стен, пола, следы поражения грибком, невозможность проведения влажной уборки и дезинфекции)(п.5.1, п.5.5);

- не соответствие фактического рациона питания утвержденному примерному меню по выходу блюд и объему порций(п.15.5);

- не соблюдение условий хранения и сроков годности продуктов(п.14.2);

- не соблюдение сроков смены постельного белья и полотенец(п.17.14);

- отсутствие контроля за температурным режимом в группах, не оборудованы термометрами помещения приемных и туалетных групп(п.8.9);

- отсутствие шкафов для хранения уборочного инвентаря в санитарных узлах групп(п.6.21);

- не соблюдение кратности и объема медосмотров персонала(19.1);

- персонал не в полном объеме привит в рамках Национального календаря прививок(п.19.2);

-спецодежда воспитателей не отвечает требованиям санитарных правил, вместо халатов светлых тонов воспитатели используют домашнюю одежду или фартуки(п.19.6).

 - нарушается порядок мытья посуды и столовых приборов (13.14)

- не соблюдаются санитарно-эпидемиологические требования к технологическим процессам приготовления блюд (п.14.11).

- в раздевальных не предусмотрены условия для сушки верхней одежды и обуви детей (п.6.2).

За указанные нарушения предусмотрена административная ответственность по ч.1 и ч. 2 ст 6.7 КоАП РФ, где предусмотрена административная ответственность на должностных лиц в размере до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В целях устранения нарушений и выделения необходимого финансирования, Управлением подготовлены: исковые заявления в отношении МБДОУ «Детский сад «Покровский ОМР» (не получено санитарно-эпидемиологическое заключение на образовательную деятельность на функционирующее число групп, не созданы условия для проветривания и мытья окон в спортивно-музыкальном зале; окна огорожены деревянными решетками, окна не открываются; остекление выполнено не из цельного стеклополотна, не выполнен ремонт стен и пола в музыкально-спортивном зале: краска отслаивается, потрескалась; пол прогибается, дети, туберкулинодиагностика которым не проводилась, допущены в детский сад без заключения врача фтизиатра об отсутствии заболевания), МБДОУ «Детский сад «Морозовский ОМР» (не обеспечена предельная списочная наполняемость из расчета площади игровой, в туалетной средней группы плитка пола имеет сколы, трещины, в туалетной группы №5 в умывальной зоне плитка пола имеет дефекты в виде трещин, сколов, в группах выявлены дефекты отделки стен), МБДОУ «Детский сад «Подгородный ОМР» (не восстановлена работа искусственной вентиляции на пищеблоке), в качестве соответчика привлечен комитет по образованию Администрации Омского муниципального района. Исковые требования Управления Роспотребнадзора по Омской области удовлетворены в полном объеме. (Слайд 25)

          Слайд 26 Рекомендации понедопущению нарушений обязательных требований законодательства

В целях недопущения нарушений обязательных требований санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства в области защиты прав потребителей Управление рекомендует юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям мероприятия, способствующие их устранению:

         - Организовать систематическое изучение требований санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей, в соответствии с осуществляемым видом деятельности.

         - Организовать эффективный производственный контроль соблюдения обязательных требований; при выявлении нарушений проводить дополнительную подготовку (инструктаж, аттестацию) персонала на знание требований нормативных документов.

         - Обеспечить соответствие производственных объектов, используемых при осуществлении деятельности, предъявляемым требованиям, в том числе по площади, набору помещений и их содержанию, оборудованию и пр.

         Заключение:

         В случае если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, проверка которых проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в Управление Роспотребнадзора по Омской области в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом к таким возражениям могут быть приложены документы, подтверждающие обоснованность возражений, или их заверенные копии. Рассмотрение обращений проверяемых лиц, права, свободы или законные интересы которых были нарушены должностными лицами Роспотребнадзора при проведении проверки, осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

          В досудебном порядке жалобы рассматривает:

         от имени Управления Роспотребнадзора по Омской области - руководитель или его заместитель;

         Срок рассмотрения жалобы в досудебном порядке не должен превышать 30 календарных дней со дня регистрации жалобы.

         В случае направления запроса документов и материалов, составленных в ходе проверки и необходимых для рассмотрения жалобы, должностное лицо, уполномоченное рассматривать жалобу, вправе продлить срок ее рассмотрения не более чем на 30 дней, уведомив заявителя о продлении срока рассмотрения жалобы.

         По результатам рассмотрения жалобы в досудебном порядке должностное лицо, рассмотревшее жалобу, принимает мотивированное решение:

         1) о признании действий (бездействия) должностного лица Роспотребнадзора незаконными, если такие действия (бездействие) повлекли за собой нарушение прав заявителя при проведении проверки, с указанием способов устранения таких нарушений;

         2) об отмене результатов проверки, если проверка в отношении заявителя была проведена с грубыми нарушениями, установленными частью 2 статьи 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ;

         3) об оставлении жалобы без удовлетворения в случае отсутствия факта нарушения требований законодательства Российской Федерации в результате ненадлежащею исполнения должностным лицом Роспотребнадзора своих служебных обязанностей.

         Обжалование постановлений по делам об административных правонарушениях осуществляется в порядке, установленном главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Публикатор Публикатор

Публикатор Публикатор

Публикатор Публикатор

Публикатор Публикатор

Публикатор Публикатор

Регистрация и лицензирование Регистрация и лицензирование

Защита прав потребителей Защита прав потребителей