Публикатор Публикатор

«Назад

О ходе реализации приоритетной программы «Реформа контрольно-надзорной деятельности»

СКАЧАТЬ

О ходе реализации приоритетной программы «Реформа контрольно-надзорной деятельности»

 

Управление Роспотребнадзора по Омской области обеспечивает выполнение мероприятий по реформе контрольной и надзорной деятельности в соответствии с Паспортом приоритетного проекта «Реформа контрольной и надзорной деятельности» в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утв. протоколом заседания проектного комитета от 21 февраля 2017 года. № 13(2).

 

В соответствии с Паспортом, предусмотрено выполнение семи основных направлений.

                  I.                        Внедрение риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорной деятельности.

               II.                        Внедрение оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности.

            III.                        Проведение актуализации обязательных требований, исключение устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, соблюдение которых проверяется при проведении контрольно-надзорных мероприятий.

            IV.                        Внедрение системы комплексной профилактики нарушений обязательных требований.

               V.                        Внедрение эффективных механизмов кадровой политики в деятельность Роспотребнадзора

            VI.                        Внедрение системы предупреждения и профилактики коррупционных проявлений в контрольно-надзорной деятельности

         VII.                        Создание и внедрение комплексной модели информационного обеспечения и систем автоматизации контрольно-надзорной деятельности.

 

По первому этапу (2017 год) по каждому направлению проводятся необходимые мероприятия и получены промежуточные результаты.

 

Внедрение риск-ориентированных технологийявляется частью общей государственной многолетней программы по снижению административной нагрузки на хозяйствующие субъекты, особенно, малый бизнес.

Практическая реализация новых подходов привела к сокращению плановых проверок в течение последних пяти лет (с 2012 года) на  32,6 %, т.е. - на треть, как и в целом, по стране.

(Количество плановых проверок по годам: 2010- 1868, 2011 – 2048, 2012 – 3777, 2013 – 3010, 2014 – 2091, 2015- 1276, 2016 – 1095, 2017 – 1231)

Снизился показатель охвата государственным контролем юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, резко сокращены проверки малого бизнеса.

Удельный вес плановых проверок малого бизнеса сократился с 33% в 2012 году до 2,4% в 2016 году.

Все предприятия малого бизнеса были включены в План в соответствии с основаниями, изложенными в Федеральном законе от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)».

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 17 августа № 806, риск ориентированный подход нашей службой уже начал применяться с 1 января текущего года в сфере государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Омская область была пилотной территорией по обкатке ведомственной методики по отнесению объектов надзора к категориям риска.

Все объекты по степени потенциальной опасности делятся на 6 классов, из которых первые два – это классы высокой опасности и на них - предусмотрен максимальный контроль, последний – 6ой класс – это объекты низкого риска, и плановый контроль на них не осуществляется.

К объектам высокого риска относятся крупные пищевые производства, промышленные предприятия, особенно канцерогенноопасные, коммунальные объекты по сбору и распределению воды (водоканалы).Объекты со значительным риском (3 класс) это, в основном, объекты промышленности и сельского хозяйства, образовательные учреждения. Объекты с умеренным и низким риском, в основном, представлены мелким предпринимательством в сфере услуг и розничная торговля промышленными товарами.

 

Класс опасности, во многом, определяется, видом деятельности предприятия (с точки зрения эпидемиологической и гигиенической опасности) и количеством населения, которое находится под влиянием деятельности данного предприятия (т.е. потребители его продукции), а также степенью «законопослушания» (т.е. наличием грубых нарушений законодательства, повлекшие за собой серьезную угрозу здоровью населения или ущерб, и административное приостановление деятельности).

В настоящее время нами полностью сформирован и внедрен в практику Региональный реестр субъектов и объектов надзора в виде информационно-аналитической системы с функцией классификации хозяйствующих субъектов по классам потенциальной опасности их деятельности; реализовано планирование плановых проверок на 2017 (и сейчас формируем на 2018 г.) год на основе классифицированного Реестра(План проверок мы формируем с учетом риск-ориентированного подхода уже второй год).Сформировано государственное задание на 2017 год с учетом риск-ориентированного подхода.На разных площадках даны разъяснения предпринимателям; отвечаем на запросы предпринимателей о классе опасности, к которому они отнесены.

На контроле у Управления находится более 20 тыс. объектов, при этомтреть объектов относится к 6 классу и не подлежит плановым проверкам.

 

В настоящее время крайне актуальным остается решение проблемы информирования об объектах надзора в целях расчета категории риска (класса опасности), сведения, которых могут находится  в распоряжении различных органов власти, в том числе региональных. Считаем, что такая информация должна собираться в рамках системы межведомственного электронного документооборота. Мы направляли предложение в Министерство экономики Омской области (в феврале 2017 года), где подробно обозначили перечень сведений, необходимый для расчета класса опасности и какие органы власти могут им располагать. Считаем, что эта задача актуальна для всех ведомств и требует срочного решения.

 

Управлением и его подведомственными организациями внедрены показатели результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельностипри осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Управлением применяется «динамическая» персональная оценка контрольно-надзорной деятельности государственных служащих.Утверждены актуализированные должностные регламенты федеральных госслужащих. Разрабатывается комплекс тестовых вопросов, позволяющих оценить мотивацию и оценку кадрового состава.

 

Роспотребнадзором проведена актуализация обязательных требований, исключение устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, соблюдение которых проверяется при проведении контрольно-надзорных мероприятий; утверждены проверочные листы при проведении плановых проверок в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и защиты прав потребителей (для основных групп объектов).

Уже с 1 октября текущего года при проведении плановой проверки отдельных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а с 1 июля 2018 г. всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей должностными лицами Роспотребнадзора будут использоваться проверочные листы (списки контрольных вопросов), которые включают в себя перечни вопросов, затрагивающих предъявляемые к юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю обязательные требования, соблюдение которых является наиболее значимым с точки зрения недопущения возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан.

При этом предмет плановой проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей будет ограничиваться перечнем вопросов, включенных в проверочные листы (списки контрольных вопросов).

 

Общие требования к организации и осуществлению органами государственного контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований планируются к утверждению Правительством РФ в 3 квартале 2017 года. Тем не менее, уже сейчас в деятельности госорганов внедряются различные мероприятия, направленные на профилактику нарушений.

Роспотребнадзором разрабатывается проект ведомственного акта об утверждении:

- индикаторов риска нарушения обязательных требований;

- порядка оформления и содержания заданий на проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с ЮЛ, ИП, порядка оформления результатов такого контроля.

С 22.02.2017 вступило в силу постановление правительства № 166 от 10.02.2017 "О порядке направления предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований". С указанного момента Управлением Роспотребнадзора по Омской области направлено около 200 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований (в соответствии с законом без привлечения к административной ответственности).

         В соответствии с действующим законодательством в целях профилактики нарушений обязательных требований Управлением Роспотребнадзора по Омской области обеспечено размещение на официальном сайте в сети "Интернет" перечней правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении надзорных мероприятий.

         В целях информирования ЮЛ, ИП по вопросам соблюдения обязательных требований (реализация п.2 ч.2 ст. 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ) организовано проведение ежеквартальных мероприятий "Дни открытых дверей для предпринимателей", а также публичные обсуждения результатов правоприменительной практики. Материалы по данным мероприятиям, в том числе и доклады размещены на официальном сайте Управления в разделе «Для предпринимателей».

         В части реализации п.3 ч.2 ст. 8.2 Роспотребнадзором осуществляется мониторинг правоприменения (приказ Роспотребнадзора от 12.12.2016 № 1218).Также на нашем сайте размещен доклад по мониторингу правоприменения, подготовленный Федеральной службой по итогам 2016 года.

         В настоящее время Роспотребнадзором разрабатывается программа профилактики нарушений обязательных требований, которая будет направлена в территориальные органы после ее утверждения.

В соответствии со статьей 29.13 КоАП РФ в целях профилактики нарушений в случае установления причин и условий, способствовавших совершению правонарушения, выдается представление об их устранении. В первом полугодии 2017 года выдано 522 таких представлений, что на 20% больше аналогичного периода прошлого года. В целом, по итогам 2016 года Управлением внесено 1620 представлений (на 17% больше 2015 года – 1380).

Кроме того, в соответствии с изменениями, внесенными в КоАП РФ в части введения особых условий административной ответственности субъектов малого и среднего бизнеса, стало активнее применяться наказание в виде предупреждения - количество предупреждений увеличилось в три раза. Так, в 2016 году назначено 263 предупреждения против 83 в 2015 году. Продолжается тенденция к увеличению доли вынесенных предупреждений и в 2017 году – за 1 полугодие назначено 221 предупреждение, что больше аналогичного периода прошлого года на 40% (85 предупреждений в прошлом году).

 

Ключевая цель приоритетной государственной программыпо реформе контрольно-надзорной деятельности Роспотребнадзора – снизить к 2018 году количество смертельных случаев заболеваний и отравлений по контролируемым видам риска на 5%, инфекционной заболеваемости  на 3%.

В Омской области по итогам 2016 года произошло снижение инфекционной заболеваемости на 3 % по сравнению с предыдущим годом; в 2016 году зарегистрировано 433 тыс. случаев инфекционных заболеваний, 2015г. - 446 тыс..Прогнозируемый показатель заболеваемости случаев инфекционных заболеваний по Омской области на 2017 год составляет 23061,2 на 100 тыс. населения, что позволит обеспечить выполнение целевых показателей. 

Публикатор Публикатор

Публикатор Публикатор

Регистрация и лицензирование Регистрация и лицензирование