«Назад

Социально-гигиенический мониторинг муниципальных районов Омской области

Социально-гигиенический мониторинг муниципальных районов Омской области

 

В январе 2013 года Управление Роспотребнадзора по Омской области впервые подготовило к изданию информационный бюллетень «Социально-гигиенический мониторинг муниципальных районов Омской области» (Под общей редакцией А.С. Криги, С.В. Никитина. – Омск: Типография Центра гигиены и эпидемиологии в Омской области. – 177 с.»). По итогам прошлого года издание было актуализировано и, в настоящее время, планируется его вторая публикация.

В издании приведены результаты социально-гигиенического мониторинга муниципальных районов Омской области за многолетний период наблюдения в виде социально-гигиенических паспортов муниципальных районов (далее – Паспорта).

Идея формирования таких паспортов появилась не только в силу необходимости информирования органов власти,  но и предполагала краткое изложение комплексной систематизированной достоверной информации, которая бы сводилась к перечню четко обозначенных проблем на конкретной территории. Таким образом, Паспорт рассматривался нами как краткое руководство к действию глав администраций в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия.

Структура  Паспорта  представлена следующими разделами:

  1. Некоторые социально-экономические показатели, существенные для оценки влияния на состояние здоровья населения
  2. Состояние здоровья населения
  3. Демографические показатели
  4. Инфекционная заболеваемость
  5. Неинфекционная заболеваемость
  6. Инвалидизация населения
  7. Состояние среды обитания человека (вредные факторы окружающей среды)
  8. Заключение о приоритетах
  9. Динамика приоритетов

 

Для наблюдения и анализа было отобрано 94 показателя регионального сегмента федерального информационного фонда социально-гигиенического мониторинга, в динамике с 2006 года по каждому муниципальному району (всего 32 района) (использованы только официально утвержденные статистические данные).

Значения показателей приведены за отдельные годы и, в среднем, за период до 2012 года, отражены значения тренда (динамики за период). По каждому показателю приведены отношения среднемноголетних показателей каждой сельской административной территории Омской области к среднемноголетним значениям соответствующих показателей для всей совокупности территорий.

В конце каждого паспорта дано «Заключение о приоритетах» – обобщенный перечень показателей среды и здоровья, вошедших в интервал худших значений среди сельских районов области и которые рекомендуется корректировать в первую очередь.

Основная задача Паспортов - выявление характерных для каждой территории проблем в состоянии здоровья населения, социально-гигиенических условиях, а также, развитие приоритетных проблем в динамике.

Состояние среды обитания на территориях муниципальных районов представлено показателями, характеризующими загрязнение атмосферного воздуха (выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, количество населения проживающих в санитарно-защитных зонах предприятий), микробиологическое и санитарно-химическое загрязнение питьевой воды и почвы с расчетами показателей потенциального риска здоровью населения, условия обучения и воспитания детей в детских учреждениях (загрязнение питьевой воды, состояние искусственной освещенности, калорийность готовых блюд), и наконец, условия труда (состояние рабочих мест, количество осмотренных лиц из числа подлежащих периодическим медицинским  осмотрам в связи с работой в контакте с вредными и опасными условиями труда). Все показатели оцениваются как в сравнении с  нормируемыми показателями, так и со среднемноголетними по сельским районам Омской области.

В результате анализа всего комплекса санитарно-эпидемиологических показателей установлено, что наибольшее количество вредных факторов (превышение гигиенических норм) регистрируются вКалачинском, Кормиловском, Омском, Нововаршавском районах.

Повышенные уровни вредных выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в совокупности с повышенным уровнем химического загрязнения почвы характерны для Омского, Таврического, Азовского, Калачинского, Любинского, Москаленского, Называевского, Тарского районов.

Повышенный потенциальных риск здоровью населения от химического загрязнения питьевой воды характерен для южных районов Омской области, в том числе, прилегающих к областному центру – Омский, Кормиловский, Калачинский, Гоьковский, Щербакульский, Нововаршавский, Черлакский районы.

Часто нарушаются гигиенические условия обучения и воспитания в детских учреждениях таких районов как Кормиловский, Омский, Тевризский, Усть-Ишимский, Черлакский.

Превышение гигиенических нормативов по показателям химического, шумового или электромагнитного загрязнения производственной среды (рабочих мест) регистрировалось на предприятиях половины сельских муниципальных районов, особенно на территориях Щербакульского, Павлоградского, Колосовского районов. При этом, в Колосовском районе зарегистрированы низкие значения числа осмотренных лиц из числа подлежащих периодическим медицинским  осмотрам в связи с работой в контакте с вредными и опасными условиями труда.

 

Большой объем баз данных, представленных в Паспортах, позволил провести многомерную статистическую обработку в целях выявления причинно-следственных связей в системе «среда-здоровье». Выявление связей между показателями общественного здоровья и вредными факторами среды остается наиболее сложной задачей, требующей строго научных подходов, научного опыта, обязательного привлечения к анализу специалистов научных организаций.

По результатам исследований установлено, что высокий уровень общей заболеваемости коррелировал не только с демографической ситуацией в районах, но и с рядом санитарно-эпидемиологических показателей, таких как – загрязнение питьевой воды, условия труда, удельный вес населения, проживающего в санитарно-защитных зонах.

В январе 2013 года социально-гигиенические паспорта муниципальных районов были направлены всем главам муниципальных образований Омской области с предложением использовать представленные материалы в планах социально-экономического развития территорий.

По итогам 2013 года, 12 сельских районов  Омской области внесли в мероприятия по снижению рисков здоровью населения в планы социально-экономического развития муниципальных районов на 2013-2014 годы, в остальных районах  планируется включение данных мероприятий в планы действий администраций районов.