Вход     Управление Федеральной службы
по надзору в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека
по Омской области
       
  На главную страницу  
 
Обзор изменений в нормативном правовом регулировании, относящихся к сфере деятельности Роспотребнадзора, произошедших в 2022 году: особенности организации и проведения в 2022 году проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства.


Федеральным законом от 08.03.2022 № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» были определены особенности организации и проведения в 2022 году проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства.

Так, плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам малого предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, не проводились до 31.12.2022, за исключением:
- плановых проверок в рамках видов государственного контроля (надзора), по которым установлены категории риска, классы (категории) опасности, а также критерии отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к определенной категории риска;
- плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, определенные Правительством Российской Федерации;
- плановых проверок лиц, привлекавшихся к административной ответственности за грубое нарушение обязательных требований;
- плановых проверок, проводимых по лицензируемым видам деятельности.

Кроме того, Правительством Российской Федерации было принято постановление от 10.03.2022 № 336, согласно которому в 2022 году плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки при осуществлении большинства видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля не проводятся, за исключением отдельных видов государственного контроля (надзора).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2022 № 353 были определены особенности разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году:
- предусмотрено продление на 12 месяцев действия срочных разрешений, сроки действия которых истекают в период с 14.03.2022 по 31.12.2022;
- установлено, что срок, до которого должно быть пройдено периодическое подтверждение соответствия (первичное подтверждение соответствия) лицензионным требованиям лицензиатов, осуществляющих лицензируемые виды деятельности, переносится на 12 месяцев в случае наступления указанного срока в 2022 году.

На 12 месяцев было продлено действие ряда срочных разрешений, в том числе санитарно-эпидемиологические заключения (за исключением санитарно-эпидемиологических заключений на виды деятельности, работы, услуги, санитарно-эпидемиологических заключений на размещение объекта, санитарно- эпидемиологических заключений на деятельность по организации отдыха детей и их оздоровления, санитарно-эпидемиологических заключений на проектную документацию), сроки действия которых истекают в период с 12.04.2022 по 31.12.2022 (постановление Правительства Российской Федерации от 09.04.2022 № 626).

Кроме того, в 2022 году в случае изменения наименования, места нахождения юридического лица, изменения фамилии, имени и отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя переоформление санитарно-эпидемиологических заключений не требовалось (постановление Правительства Российской Федерации от 09.04.2022 № 626).

Вступили в силу 01.03.2022 отдельные положения Федерального закона от 11.06.2021 № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» в области лицензирования отдельных видов деятельности:
- уточнено, что лицензия считается предоставленной с момента внесения уполномоченным должностным лицом лицензирующего органа в реестр лицензий записи о предоставлении лицензии;
вместо переоформления лицензии введен механизм внесения изменений в реестр лицензий;
- уточнен перечень сведений, указываемых соискателем лицензии в заявлении о предоставлении лицензии; закреплено, что возможность подачи заявления о предоставлении лицензии должна быть обеспечена соискателю лицензии посредством использования единого портала госуслуг. Дополнительно возможность подачи заявления о предоставлении лицензии может быть обеспечена посредством использования региональных порталов госуслуг и иных информационных систем;
соискатель лицензии вправе отозвать заявление о предоставлении лицензии до принятия лицензирующим органом решения о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении.

В случае, если по результатам оценки соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям выявлено несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям в отношении отдельных работ, услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности (в том числе отдельных работ, услуг, которые соискатель лицензии намерен выполнять, оказывать по одному или нескольким местам осуществления лицензируемого вида деятельности), лицензия указанному соискателю лицензии предоставляется по его просьбе на те виды работ, услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности (в том числе работы, услуги, которые соискатель лицензии намерен выполнять, оказывать по одному или нескольким местам осуществления лицензируемого вида деятельности), в отношении которых соответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям было подтверждено в ходе указанной оценки;
уполномоченные должностные лица лицензирующих органов при осуществлении лицензирования будут проводить оценку соблюдения соискателем лицензии, лицензиатом лицензионных требований. Указанная оценка будет проводиться в форме:
- оценки соответствия соискателя лицензии, лицензиата лицензионным требованиям; - государственного контроля (надзора) за соблюдением лицензиатом лицензионных требований;
- периодического подтверждения соответствия лицензиата лицензионным требованиям.

Расширен перечень оснований приостановления и прекращения действия лицензии.
Лицензирующий орган также обращается в суд с заявлением об аннулировании лицензии в случае, если по истечении срока приостановления действия лицензии лицензиатом не устранены грубые нарушения лицензионных требований, выявленные в рамках процедуры периодического подтверждения соответствия лицензиата лицензионным требованиям или в рамках процедуры оценки соответствия лицензиата лицензионным требованиям; расширен перечень сведений, указываемых в реестре лицензий.

Вступили в силу с 01.09.2022 г. постановления Правительства Российской Федерации от 25.01.2022 № 45 «О лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)» и № 46 «О лицензировании деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах» (срок их действия ограничен 01.09.2028).
Приказами Минздрава России от 27.01.2022 № 29 «Об утверждении перечня индикативных показателей, применяемых при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора)» и № 30н «Об утверждении индикатора риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора)» (зарегистрирован Минюстом России 11.02.2022, регистрационный № 67243) в развитие положений части 5 статьи 30 и части 10 статьи 23 Закона № 248-ФЗ утверждены перечень индикативных показателей и индикатор риска нарушения обязательных требований, применяемых при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора). В развитие положений части 10 статьи 23 Закона № 248-ФЗ приказом Роспотребнадзора от 23.12.2021 № 804 «Об утверждении индикатора риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей» (зарегистрирован Минюстом России 21.01.2022, регистрационный № 66949) утвержден индикатор риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей.

Минздравом России утверждены приказы от 21.02.2022 № 95н «Об утверждении индикатора риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)» (зарегистрирован Минюстом России 28.02.2022, регистрационный № 67514) и № 96н «Об утверждении индикатора риска нарушения обязательных требований, используемого при осуществлении федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III - IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах» (зарегистрирован Минюстом России 28.02.2022, регистрационный № 67553).

Приказами Минздрава России от 30.12.2021 № 1214 и от 26.01.2022 № 24 утверждены индикативные показатели, применяемые при осуществлении федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются для медицинской деятельности)», и индикативные показатели, применяемые при осуществлении федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно- инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах, которые вступили в силу 01.09.2022 и 01.03.2022 соответственно.
Кроме того, приказом Роспотребнадзора от 18.04.2022 № 208 утверждены формы документов, используемых Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальными органами при лицензировании отдельных видов деятельности. Приказом Минцифры России от 20.12.2021 № 1357 «Об утверждении индикатора риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию» (зарегистрирован Минюстом России 22.02.2022, регистрационный № 67418) в развитие положений части 10 статьи 23 Закона № 248-ФЗ утвержден индикатор риска нарушения обязательных требований, применяемых при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

Вступило в силу с 01.03.2022 г. постановление Правительства Российской Федерации от 27.10.2021 № 1844, которым определены требования к разработке, содержанию, общественному обсуждению проектов форм проверочных листов, утверждению, применению, актуализации форм проверочных листов, а также случаи обязательного применения проверочных листов.
Проверочные листы подлежат обязательному применению при осуществлении таких плановых мероприятий, как рейдовый осмотр и выездная проверка.
В случае обязательного применения проверочного листа контрольное (надзорное) мероприятие ограничивается оценкой соблюдения обязательных требований, в отношении которых в форме проверочного листа определен список вопросов, отражающих соблюдение или несоблюдение контролируемым лицом таких обязательных требований, если иное не предусмотрено решением контрольного (надзорного) органа об утверждении формы проверочного листа. Контрольный (надзорный) орган вправе применять проверочные листы при проведении иных плановых контрольных (надзорных) мероприятий, внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий (за исключением контрольного (надзорного) мероприятия, основанием для проведения которого является истечение срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований), а также контрольных (надзорных) мероприятий на основании программы проверок.

Приказами Роспотребнадзора от 20.01.2022 № 18 (зарегистрирован Минюстом России 25.02.2022, регистрационный № 67473), от 24.12.2021 № 807 (зарегистрирован Минюстом России 25.02.2022, регистрационный № 67470), от 24.12.2021 № 808 (зарегистрирован Минюстом России 25.02.2022, регистрационный № 67469) утверждены формы проверочных листов, применяемых при осуществлении федерального государственного санитарно- эпидемиологического контроля (надзора).
Кроме того, с 01.03.2022 вступили в силу приказы Роспотребнадзора от 21.02.2022 № 56 «Об утверждении формы оценочного листа, в соответствии с которым проводится оценка соответствия соискателя лицензии или лицензиата лицензионным требованиям при осуществлении деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются для медицинской деятельности)» (зарегистрирован Минюстом России 28.02.2022, регистрационный № 67521) и № 57 «Об утверждении формы оценочного листа, в соответствии с которым проводится оценка соответствия соискателя лицензии или лицензиата лицензионным требованиям при осуществлении деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах» (зарегистрирован Минюстом России 28.02.2022 № 67522).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.2022 № 90 утверждены Правила оплаты услуг экспертов и экспертных организаций, привлекаемых органами федерального государственного контроля (надзора) при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, а также возмещения таким экспертам расходов, понесенных в связи с их участием в контрольных (надзорных) мероприятиях.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2022 № 786 уточнен состав сведений и сроки их внесения в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий, в частности в состав сведений включена информация о выявлении нарушения обязательных требований, а наряду с датами проведения контрольного (надзорного) мероприятия предусмотрено указание даты и часов проведения мероприятия.
Вступило в силу 03.10.2022 постановление Правительства Российской Федерации от 01.10.2022 № 1743 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. № 336», устанавливающее особенности проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий в 2023 году.

Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2022 № 2516 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. № 336» на 2023 год продлен мораторий на проведение ряда внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Также закреплено право контрольного органа принять решение об исключении плановой проверки из плана контрольных мероприятий в случае, если в течение 3 месяцев до даты проверки был проведен профилактический визит по просьбе контролируемого лица.

Приказами Роспотребнадзора от 08.08.2022 № 430 и от 08.08.2022 № 431 отменены административные регламенты Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственных функций по осуществлению лицензионного контроля деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются для медицинской деятельности), и лицензионного контроля деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах, а также государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров.

 
     
                 
 

© «Управление Федеральной службы по надзору
в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека по Омской области» 2022

     

Почтовый адрес:
ул. 10 лет Октября, 98
г. Омск, 644001

 

Электронный адрес:
rpn@55.rospotrebnadzor.ru
(не для приёма обращений)